Рабочая республиканская встреча по обмену опытом в рамках сотрудничества учреждений образования и “SOS Детские деревни Беларусь”
Ежегодная рабочая встреча – отчет по реализации образовательных проектов
Образовательные проекты
1. Успешная дефектология (2013-2014 гг.)
1. Проект «Успешная дефектология» (2013-2014 гг.)
Цель: оказание комплексной личностно-ориентированной, педагогической, психологической, социальной и коррекционной помощи детям с ОПФР через создание оптимальных благоприятных, здоровьесберегающих условий обучения и воспитания.
Результат: специальное оснащение кабинета соответствующее коррекционным программам обучения учащихся с ТО и с ТНР; проведение коррекционных занятий по устранению нарушений устной и письменной речи, коррекции познавательной деятельности.
2. Социально-бытовая ориентировка (2015-2016 гг.)
2. Проект «Социально-бытовая ориентировка» (2015-2016 гг.)
Цель: создание современных образовательных условий для проведения коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для учащихся с ТО 1-5 классов.
Результат: специальное учебно-методическое оснащение коррекционного кабинета по социально-бытовой ориентировке; проведение коррекционных занятий по СБО для учащихся 1-5 классов.
3. Территория психологического комфорта (2014-2015 гг.)
3. Проект «Территория психологического комфорта» (2014-2015 гг.)
Цель: оказание комплексной личностно-ориентированной и социально-психологической помощи детям с ОПФР через создание оптимальных психосберегающих условий обучения и воспитания.
Результат: реконструкция и зонирование кабинета СППС, оснащение кабинета современными методическими пособиями; оказание комплексной консультационной, психолого-педагогической помощи всем участникам образовательного процесса.
4. Внеурочная деятельность (2014-2015 гг.)
4. Проект «Внеурочная деятельность» (2014-2015 гг.)
Цель: оказание комплексной коррекционно-развивающей и педагогической помощи детям с ОПФР в организации внеурочной и досуговой деятельности через создание оптимальных здоровье- и психосберегающих условий в школе.
Результат: оснащение наглядными и дидактическими пособиями, инструментарием для проведения факультативных занятий, организационно-воспитательных мероприятий по трудовому, профориетационному и физкультурно-оздоровительному воспитанию.
5. Информационно-досуговый центр Библиобус (2015-2016 гг.)
5. Проект «Информационно-досуговый центр «Библиобус» (2015-2016 гг.)
Цель: создание адаптивных, личностно-ориентированных условий для информационной поддержки образовательного процесса и организации досуга учащихся.
Результат: создание информационно-ресурсного и досугового центра для повышения информационной культуры и читательской активности субъектов образовательного процесса.
6. Лаборатория труда, творчества и социально-бытовой ориентировки (2016-2017 гг.)
7. Школа успешного развития и обучения (2017-2018 гг.)
7. Проект «Школа успешного развития и обучения»
(2017-2018 гг.)
Цель: создание учебно-методических и коррекционно-развивающих условий для организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования для учащихся с ТО и с ТНР.
Результат: зонирование учебных кабинетов начальной школы, учебно-методическое оснащение образовательного процесса с учетом образовательных маршрутов: для учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и с тяжелыми нарушениями речи.
8. Студия развития речи (2018-2019 гг.)
8. Проект «Студия развития речи» (2018-2019 гг.)
Цель: развитие речи и коммуникативных навыков учащихся с ОПФР через организацию театральной деятельности.
Результат: создание условий для функционирования театральной студии по разным направлениям деятельности (драматической и кукольной); организация работы студии развития речи “Театрум”, кукольного батлеечного театра “Валошки”.
9. Естественные науки в портфеле (2019/2020 учебный год)
9. Проект «Естественные науки в портфеле»
(2019/2020 учебный год)
Цель: профориентация и социализация учащихся с ОПФР через практико-исследовательскую деятельность при изучении предметов естественно-математического цикла на II ступени общего среднего образования.
Результат: организовано 8 факультативных занятий ( “Физика вокруг нас”, “Мир культурных растений”, “Пропильная резьба и выжигание по древесине”, “Волшебный мир кулинарии”, “Экология ландшафтов”, “Техническое творчество”), 6 объединений по интересам “Экология ландшафтов”, направленных на профессиональное самоопределение учащихся; создана модель межпредметной связи учебных предметов естественно-математического цикла с организационно-воспитательной деятельностью и общественно полезным трудом; создано образовательное пространство для обучения профориентационной деятельности.
10. Мастер речи (2019/2020 учебный год)
10. Проект «Мастер речи» (2019/2020 учебный год)
Цель: создание современной образовательной среды посредством внедрения информационных технологий в коррекционно0развивающую и логопедическую деятельность на I и II ступенях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году.
Результат: разработаны ЭСО по коррекционно-развивающей и логопедической деятельности по преодолению трудностей овладения процессом чтения учащихся: “Путешествие на школьном Библиобусе”; создан банк данных методических разработок уроков, факультативных и коррекционных занятий, внеклассных мероприятий программных средств обучения с использованием ЭСО, созданных участниками педагогического проекта; разработаны методические рекомендации по эффективному использованию информационных технологий в образовательном процессе, предотвращению возможных рисков для здоровья учащихся при работе с ИТ.
11. Путь к здоровью (2020/2021 учебный год)
11. Проект «Путь к здоровью» (2020/2021 учебный год)
Цель: Создание центра здоровьесберегающих технологий для повышения уровня здоровья и развития навыков ЗОЖ у учащихся школы.
Результат: оборудован кабинет для занятий физической культурой и формирования навыков ЗОЖ у учащихся школы;
12. Образовательная арт-территория (2021/2022 учебный год)
12. Проект “Образовательная арт-территория”
(2021/2022 учебный год)
Цель: Создание дружелюбного, адаптивного школьного пространства, способствующего успешной адаптации и повышению учебной мотивации учащихся с тяжелыми нарушениями речи и с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в условиях учреждения образования.
Результат: создано функциональное образовательное пространство с учетом специфики работы специальной общеобразовательной школы; разработана и внедрена система регулярных воспитательных и обучающих мероприятий по направлениям; созданы творческие проекты; подготовлены волонтеры из числа учащихся 8-10 классов, которые будут обучать младших школьников по методике “Равный обучает равного”(тематические мероприятия и занятия по повышению физической активности учащихся); в течение учебного года проведены методические мероприятия для учителей-дефектологов учреждений образования г. Могилева и Могилевской области по повышению учебной мотивации учащихся с ОПФР, снижению тревожности, преодолению трудностей в адаптации учащихся; снизился уровень тревожности и эмоционального перенапряжения у учащихся (до 90%), эмоционального и профессионального выгорания педагогов (до 90%).
13. Тренинговый центр Хочу-могу-действую (2021/2022 учебный год)
13. Проект “Тренинговый центр “Хочу-могу-действую”” (2021/2022 учебный год)Цель: организация деятельности тренингового центра для формирования и развития коммуникативной, социальной, эмоциональной компетенций участников образовательного процесса.
Результат: создано современное многофункциональное образовательное пространство, оснащенное компьютерной техникой со свободным выходом в интернет, дидактическими материалами, литературой, мобильной мебелью, демонстрационными модулями; сформированы творческие группы: для учащихся – “Хочу быть успешным”, “Точка опоры”, “Моя индивидуальность”, “Ценность Я”, “Скажи себе сам”, для родителей – “Курс выживания для родителей подростков”, “Искусство самоутверждения”, “Что могут родители”, “От коляски до школы”; у 90% учащихся сформирована готовность к социальному самоопределению, умения управлять своей учебно-познавательной деятельностью и способности применять полученные знания на практике; 80% педагогов сформировали стремление к личностной самореализации, творческой и инновационной деятельности с целью создания личностно и социально значимого продукта; разработаны буклеты. памятки, информационные листы, брошюры, лекции по вопросам формирования и развития социальной компетентности участников образовательного процесса: умениям общаться. справляться со стрессом, разрешать конфликты, работать в команде, преодолевать жизненные трудности.
14. Учись учиться (2022/2023 учебный год)
Цель проекта: развитие познавательной деятельности (повышение качества образования) у детей с ОПФР через создание специально оборудованных зон сенсорной, моторно-двигательной, учебно-познавательной, направленных на компенсацию состояния детей.
Результаты: создан учебный кабинет для индивидуальной и групповой работы с учащимися по коррекции познавательной деятельности с учетом специфики работы; разработана программа и коррекционно-развивающие занятия по устранению нарушений психофизического характера: коррекции памяти, внимания, мышления; созданы постоянно действующие мастер-классы, семинар-практикум для педагогов, учителей-дефектологов; в течение учебного года проведены методические мероприятия для учителей – дефектологов учреждений образования г. Могилева и Могилевской области, консультации по повышению учебной мотивации учащихся с ОПФР, преодолению трудностей в обучении; у 70% учащихся отмечается положительная динамика в развитии познавательных процессов; у 90% учащихся отмечается снижение уровня тревожности; у 90% учащихся успешно проходит период адаптации (учащиеся 1-2 классов, 6 классов, вновь прибывшие учащиеся); не менее 90 % родителей приняли участие в образовательном процессе при проведении консультативных и тематических мероприятий в рамках реализации проекта;
Практическое использование созданной предметно-развивающей среды учебного кабинета способствует разностороннему развитию ребенка, повышению познавательной активности и учебной мотивации, коррекции психических процессов, реализации идей развивающего обучения, что в свою очередь положительно влияет на адаптацию и социализацию детей I ступени обучения.
В преддверии Светлого праздника Пасхи учителями Коломиец О.В., Винцаревич М.А., Подольской О.В. в рамках факультатива “Волшебный мир кулинарии” среди учащихся седьмых классов было проведено мероприятие “Пасха путешествует по миру”. На данном мероприятии учащиеся познакомились с традициями празднования Пасхи в разных странах мира, мальчики попробовали себя в роли дизайнеров пасхальных яиц, а девочки испекли и украсили пасхальные мини-кексы, которыми угостили присутствующих гостей, одним из которых был наш партнёр из “SOS – Детская деревня Могилёв” специалист по работе с учреждениями и другими организациями Галина Короткевич. Итогом стало чаепитие всех участников мероприятия с собственноручно приготовленной выпечкой.
24.03.2022 в нашей школе состоялся семинар-практикум для учителей физической культуры «Организационно-педагогические аспекты образовательного процесса в СМГ». В ходе семинара были освещены такие вопросы, как основные требования к организации учебных занятий с учащимися специальной медицинской группы, аттестация учащихся, комплектование групп, ведение документации, реализация воспитательного потенциала учебного предмета. Руководитель методического объединения Канева И.А. на открытом уроке показала особенности методической работы с детьми с ОПФР в специальной медицинской группе. Учитель физической культуры Зубарева Н.М. в интерактивной форме продемонстрировала примеры оздоровительных методик, которые можно применять, как на уроках, так и в СМГ. Ковалева Е.О., педагог-психолог, рассказала о психологических особенностях учащихся, относящихся по состоянию здоровья к СМГ, и их учете при проведении учебных занятий, а также провела тренинг, направленный на выявление личностных особенностей и создание условий для раскрепощения, на развитие памяти, внимания, воображения, восприятия.
Особый интерес у гостей школы вызвали образовательные проекты «Образовательная арт-территория» и «Путь к здоровью». Благодаря совместной деятельности с SОS-детская деревня Могилев в школе созданы современные адаптивные образовательные условия, которые направлены на укрепление здоровья учащихся, оказание им коррекционно-педагогической помощи, продвижение преемственности между учащимися I и II степеней общего среднего образования и волонтерского движения.
На протяжении нескольких лет государственное учреждение образования «Специальная школа № 1 г. Могилева» сотрудничает с «SOS – Детская деревня Могилев». Сотрудничество очень продуктивное и разноплановое. Вместе мы создаем современные условия для обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и с трудностями в обучении. В этом учебном году в школе реализуется совместный образовательный проект «Учись учиться», благодаря которому появилась возможность проводить уроки и коррекционные занятия с использованием элементов лего-технологии.
Это позволяет нам реализовать следующие образовательные области:
– речевое развитие,
– художественно-эстетическое развитие,
– физическое развитие,
– познавательное развитие,
– социально-коммуникативное развитие.
Используя в работе лего-конструктор нам удалось значительно повысить мотивацию у учащихся, активизировать речь, развивать оптико-моторную координацию.
Применение дидактических упражнений с использованием лего-элементов очень эффективно при проведении занятий по обучению грамоте. При помощи лего-конструктора можно моделировать звуки, слоги, схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза. А еще – это вызывает огромный интерес, ведь лего-конструктор очень любят дети. Играя дети учатся!
«SOS- Детская деревня Могилев»! Спасибо!!!
Романовская Е.И., Казаченко О.С., учителя 4 «А» и 4 «Б» классов.