КОНЦЕПЦИЯ
реализации республиканского
информационно-образовательного проекта
«Школа Активного Гражданина»
в 2025/2026 учебном году
2025 год объявлен в Республике Беларусь Годом благоустройства. Этот год дает старт пятилетке качества и предусматривает комплекс мероприятий, направленных на создание и поддержание удобной, безопасной, современной и эстетически организованной среды жизнедеятельности людей. Реализовывать эти мероприятия государство будет совместно с организациями и гражданами.
Указ предусматривает активизацию волонтерского движения и реализацию гражданских инициатив, направленных на благоустройство страны. Год благоустройства призван объединить усилия государства и общества по дальнейшему улучшению качества жизни в Республике
Беларусь.
Для реализации поставленной задачи – повышение качества жизни белорусского народа – важны понимание молодыми людьми достижений суверенной Беларуси, глубокое уважение к людям, ежедневно работающим на благо Беларуси, чувство гордости за белорусский народ и его достижения, активная жизненная позиция молодежи и желание приносить пользу обществу, инициатива, ответственность за результаты своего труда и чувство сопричастности к будущему страны.
В 2025/2026 учебном году информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» (далее – проект «ШАГ») может быть реализован в VIII–XI классах учреждений общего среднего образования под девизом:
«Быть достойным гражданином – значит быть активным гражданином Республики Беларусь!».
Содержательные линии проекта представлены в приложении 1.
Реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в учреждениях общего среднего образования в 2025/2026 учебном году будет продолжена с сохранением сложившихся организационно-методических подходов:
1. Мероприятия проекта будут проводиться в VIII–XI классах один раз в месяц в рамках информационного часа (каждый четвертый четверг месяца). В течение учебного года проводится 9 тематических занятий.
2. Информационно-методические материалы для реализации проекта будут разрабатываться ежемесячно Академией образования и размещаться на национальном образовательном портале.
3. При реализации проекта сохраняется логика поэтапного представления, обсуждения информации: ШАГ 1 «Мы узнаем» – информационный: учащиеся расширяют свои знания по теме занятия.
Справочно. На данном этапе рекомендуется использовать формы и методы предъявления информации, которые позволяют активизировать деятельность учащихся: веб-квест, кроссворд, викторина, презентация, лента времени, интеллект-карта, мультимедийный репортаж, инфографика, ребус, коллаж, облако слов, интерактивный рабочий лист и др. При проведении ШАГа 1 целесообразно использовать тематическую презентацию, размещенную на национальном образовательном портале.
ШАГ 2 «Мы размышляем» – обсуждение представленной информации, высказывание и аргументация учащимися своих суждений, диалог с приглашенным гостем. Целевая установка данного этапа – развивать критическое мышление учащихся, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные
суждения.
Справочно. На мероприятия проекта «ШАГ» рекомендуется приглашать государственных и общественных деятелей, депутатов, представителей общественных объединений (БРПО, БРСМ), известных людей своего региона, которые реализовали себя в соответствующей сфере деятельности, родителей учащихся и других, личный пример которых позволит визуализировать характеристики активного гражданина Республики Беларусь.
Кандидатуры для приглашения на мероприятия проекта «ШАГ» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями. С приглашенным гостем данный этап может быть проведен в формате дискуссии (учащиеся обсуждают с гостем актуальные вопросы); круглого стола (между учащимися и гостем происходит обсуждение конкретной проблемы в формате диалога, где учащиеся высказывают свои аргументы и точку зрения); пресс-конференции (учащиеся выступают в роли журналистов или экспертов, задавая вопросы гостю и обсуждая конкретную тему).
ШАГ 3 «Мы действуем» – обсуждение с учащимися конкретных мероприятий, акций, проектов, в которых они примут участие с целью расширения знаний по теме занятия, реализации своих инициатив во благо нашей страны.
4. Для подготовки тематических занятий проекта целесообразно создать инициативную группу учащихся из членов ученического самоуправления, актива БРСМ.
5. При подготовке и проведении мероприятий проекта «ШАГ» можно использовать материалы изданий «Я – гражданин Республики Беларусь», «Родина моя Беларусь. Знай, помни, береги», «Сделано в
Беларуси. Знак качества».
6. Ежемесячно, по результатам каждого из девяти мероприятий проекта «ШАГ», создается тематическая страница альбома (в цифровом исполнении) активного гражданина: «Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит ….».
Справочно. Тематическая страница альбома может иметь следующее содержание: описательную часть согласно тематике ШАГа; цитаты известных белорусских деятелей; иллюстрации и декоративные элементы (фотографии, рисунки, инфографику); дополнительные графические изображения, соответствующие тематике ШАГа.
По итогам проведения девяти мероприятий проекта (с сентября 2025 по май 2026 г.) в каждом учреждении образования готовится виртуальный альбом, отражающий ключевую идею проекта. Альбом создается в сервисе «Google – презентации» по ссылке slides.google.com (для того, чтобы воспользоваться сервисом компании Google, необходима регистрация на сервисе электронной почты gmail.com) и размещается на сайте учреждения образования.
7. Ссылки на 10 лучших виртуальных альбомов от каждой области (г. Минска) направляются в Академию образования (по адресу: vospit@akademy.by) до 31.05.2026 г. На основе данной информации на национальном образовательном портале будет создан виртуальный альбом активного гражданина: «Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит….» (с интерактивными ссылками). «ШАГ» для учащихся V–VII классов Мероприятия проекта будут проводиться один раз в месяц в рамках информационных часов (4-я неделя месяца). Целевые установки мероприятий проекта для учащихся V–VII классов будут определены содержанием девяти тематических блоков:
«Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» + «Я и Малая родина» + «Я и Закон» + «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» = «Я – активный гражданин Республики Беларусь».
Содержание занятий будет определяться классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков. Форма проведения информационного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Координацию соответствующей деятельности осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. По возможности, на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности, включая представителей родительской общественности, детских и молодежных общественных объединений.
Содержательные линии проекта «БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ ГРАЖДАНИНОМ – ЗНАЧИТ БЫТЬ АКТИВНЫМ ГРАЖДАНИНОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ!»
Ключевая идея тематических занятий – формирование у учащихся знаний, личностных качеств, ценностных ориентаций, которыми должен обладать юный гражданин Республики Беларусь. Основная цель мероприятий проекта «ШАГ» – помочь молодым людям найти свое место в обществе, научиться приносить пользу людям, своей стране, реализовать себя, выстроить жизненную траекторию развития.
В основе проекта – знакомство учащихся с материалами издания «Я – гражданин Республики Беларусь», которое вручается каждому учащемуся при достижении 14 лет. Главная идея издания «Я – гражданин Республики Беларусь» – быть достойным гражданином Республики Беларусь. Пособие имеет ярко выраженную воспитательную направленность и содержит информацию об основных достижениях и ценностях белорусского общества.
25.09.2025 в рамках проекта ШАГ В 10 «А» и 10 «Б» классах было проведено воспитательное мероприятие на тему: «Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит демонстрировать преданность своей Родине». Целью данного мероприятия было формирование у учащихся уважения к государственным символам; принятие ценностей трудолюбия, честности, ответственности, любви к Родине; готовность к личному вкладу в общее дело.
Так же ребята углубили знания о статусе паспорта/ID/биометрического паспорта; фактов о флаге, гербе, гимне; показали умение соотносить качества с жизненными проявлениями.