28.12.2023 на заседании учебно-методического объединения учителей-дефектологов в рамках темы «Особенности работы по формированию метапредметных компетенций на уроках, коррекционных занятий, во внеурочной деятельности» были рассмотрены наиболее эффективные методы коррекционно-развивающей работы:
– метод осмысленного достижения учебных целей коррекционного занятия;
– метод максимального включения различных анализаторов учащихся при осуществлении учебной деятельности (акустического, зрительного, кинестетического);
– метод взаиморазвития речи и мышления, поэтапного формирования умственных действий;
– метод формирования регулятивных навыков и адекватной самооценки;
– метод формирования познавательной деятельности;
– метод совершенствования коммуникативных навыков;
Далее обсуждались метапредметные результаты логопедической коррекционной работы:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– смысловое чтение;
– владение устной и письменной речью;
Следовательно работа с учащимися с ТО и с ТНР должна быть не только направлена на коррекцию речевых нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий, благодаря которым у них формируется системный подход к восприятию окружающего нас мира, а не разрозненные сведения из какой-нибудь области; обучение умению работать с информацией, способами поиска и сопоставления информации и включения ее в решение учебных задач, которые ставятся в процессе образования.