Экспериментальная инновационная деятельность (с сайта Министерства образования Республики Беларусь)
«Внедрение модели коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, метапредметных и предметных компетенций у обучающихся с особенностями психофизического развития»
Сроки реализации: 2022-2027
Цели инновационной деятельности:
- повышение качества образования учащихся с ОПФР посредством внедрения модели коррекционно-педагогической работы по формированию системы компетенций – личностных, метапредметных и предметных;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждения образования (учителей, учителей-дефектологов, воспитателей) в вопросах содержания и методики коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОПФР в русле компетентностного подхода.
Задачи инновационной деятельности:
- Разработать план внедрения в практику работы школы модели коррекционно-педагогической работы по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций у обучающихся с ОПФР.
- Обеспечить научно-методическое сопровождение инновационной деятельности на всех этапах, содействующее повышению уровня профессиональной компетентности педагогов школы в содержательных аспектах инновационной идеи на устойчивой концептуальной платформе.
- Организовать процесс подготовки методических материалов каждым участником инновационной деятельности на всех этапах ее осуществления.
- Обобщить результаты инновационной деятельности на уровне учреждения образования и на уровне деятельности каждого педагога.
- Определить особенности реализации модели коррекционно-педагогической работы по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций у обучающихся с ОПФР в условиях специальной общеобразовательной школы.
- Организовать процесс представления, трансляции инновационного опыта внедрения модели коррекционно-педагогической работы по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций у обучающихся с ОПФР в учреждениях образования города, республики (семинары, конференции, публикации).
Основная идея инновационного проекта
Одним из путей повышение качества образования учащихся с ОПФР является целенаправленная, системная коррекционно-педагогическая работа в русле компетентностного подхода над триадой образовательных результатов – личностными, метапредметными и предметными. Эффективность ее осуществления может быть обеспечена за счет инновационных изменений в коррекционно-педагогической работе в следующих направлениях:
целевые ориентиры коррекционно-педагогической работы: четкое определение педагогами системы формируемых компетенций и соответствующих результатов (личностных, метапредметных и предметных) с учетом возрастной группы (года обучения) и категории обучающихся с ОПФР;
педагогическая диагностика: изменения в содержании и методике педагогической диагностики с учетом необходимости удержания в поле внимания триады образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных;
постановка задач в коррекционно-педагогической работе: выделенная система целевых ориентиров (триада компетенций и ожидаемых результатов) позволит педагогам четко определять задачи в реализуемой деятельности (учебный процесс, внеучебная работа, коррекционная работа) с детьми конкретного класса;
методика коррекционно-педагогической работы: усиление практической ориентированности деятельности обучающихся, что предполагает определенные изменения в методике коррекционно-педагогической работы (характер предлагаемых учащимся заданий, содержание инструкций, выбор форм организации деятельности детей, отбор материала и др.);
содержание взаимодействия педагогических работников в коррекционно-педагогической работе: комплексный подход в коррекционно-педагогической работе по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций у обучающихся с ОПФР предусматривает активное участие в ней группы педагогических работников – учителей, учителей-дефектологов, воспитателей и освоение ими стратегии сотрудничества и взаимодействия в деятельности при общей системе целевых ориентиров;
методическая работа в учреждении образования по повышению профессиональной компетентности педагогических работников: опора на компетентностный подход в отношении педагогов определяет целевой ориентир методической работы с педагогами, работающими с детьми с ОПФР, – повышение уровня их профессиональной компетентности во всех ее составляющих: ценностные ориентации профессиональной деятельности, профессиональные компетенции и профессиональные качества, а также учет при этом индивидуальных профессиональных запросов и потребностей педагогов.
Таким образом, планируемые преобразования коснутся двух взаимосвязанных аспектов коррекционно-педагогической деятельности – работы с обучающимися с ОПФР и методической работы с педагогами.
Консультант
Гладкая Валентина Владимировна,
профессор кафедры специальной
и инклюзивной педагогики
Государственного учреждения
образования «Академия последипломного образования»
кандидат педагогических наук, доцент
Реестр тем инновационных исследований педагогов
ФИО,
должность |
Квалификацион-ная категория |
Тема педагогического исследования |
Формы трансляции инновационного педагогического опыта |
Колесова Т.А., директор |
высшая |
Организационно-управленческое обеспечение реализации инновационного проекта «Внедрение модели коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, метапредметных и предметных компетенций у обучающихся с ОПФР» |
Педагогический совет
Сетевое взаимодействие, методические
Методические мероприятия: семинары, конференции |
Гринёва Елена Борисовна, заместитель директора по учебной работе |
высшая |
Организационно-методическое сопровождение инновационного проекта «Внедрение модели коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, метапредметных и предметных компетенций у обучающихся с ОПФР» как фактор роста профессионализма педагогов |
Педагогический совет
Учебно-методические объединения
Методические мероприятия: семинары, конференции, консультации и др.
Сетевое взаимодействие
Сайт учреждения образования |
Гончарова Виктория Аркадьевна, учитель русского языка |
высшая |
Методы и средства формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках и во внеурочной деятельности |
Педагогический совет
Учебно-методические объединения
Методические мероприятия: семинары, конференции, консультации, мастер-классы
Сетевое взаимодействие
Сайт учреждения образования |
Коржова Ольга Викторовна, учитель начальных классов |
высшая |
Диагностическая работа по формированию системы личностных, предметных, метапредметных компетенций у учащихся 3 классов с тяжелыми нарушениями речи, с трудностями в обучении |
Педагогический совет
Учебно-методические объединения
Методические мероприятия: семинары, конференции, консультации, мастер-классы
Сетевое взаимодействие
Сайт учреждения образования |
Малиновская Светлана Михайловна, воспитатель |
высшая |
Применение современных воспитательных форм, методов и приемов деятельности во внеурочной деятельности как условие формирования метапредметных компетенций и компетенций личностного развития учащихся |
Педагогический совет
Учебно-методические объединения
Методические мероприятия: семинары, конференции, консультации, мастер-классы
Сетевое взаимодействие
Сайт учреждения образования |
Мельник Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов |
высшая |
Развитие предметных и метапредметных компетенций учащихся с тяжелыми нарушениями речи посредством использования визуализации учебного материала |
Педагогический совет
Учебно-методические объединения
Методические мероприятия: семинары, конференции, консультации, мастер-классы
Сетевое взаимодействие
Сайт учреждения образования |
Негипова Елена Анатольевна, учитель математики |
высшая |
Метапредметный подход при разработке личностно-ориентированных заданий по математике для учащихся с трудностями в обучении и с тяжелыми нарушениями речи |
Педагогический совет
Учебно-методические объединения
Методические мероприятия: семинары, конференции, консультации, мастер-классы
Сетевое взаимодействие
Сайт учреждения образования |
Тимофеева Ольга Владимировна, учитель начальных классов |
высшая |
Развитие предметных и метапредметных компетенций учащихся с тяжелыми нарушениями речи посредством использования визуализации учебного материала |
Педагогический совет
Учебно-методические объединения
Методические мероприятия: семинары, конференции, консультации, мастер-классы
Сетевое взаимодействие
Сайт учреждения образования |
Шлапакова Анжела Михайловна, учитель начальных классов |
высшая |
Диагностическая работа по формированию системы личностных, предметных, метапредметных компетенций у учащихся 1, 2 классов с тяжелыми нарушениями речи |
Педагогический совет
Учебно-методические объединения
Методические мероприятия: семинары, конференции, консультации, мастер-классы
Сетевое взаимодействие
Сайт учреждения образования |
Хроменкова Инна Олеговна, учитель-дефектолог |
первая |
Формирование метапредметных, предметных и личностных компетенций учащихся с тяжелыми нарушениями речи и с трудностями в обучении на коррекционных занятиях по развитию устной речи |
Педагогический совет
Учебно-методические объединения
Методические мероприятия: семинары, конференции, консультации, мастер-классы
Сетевое взаимодействие
Сайт учреждения образования |
Учреждения образования, принимающие участие в реализации инновационного проекта
- Государственное учреждение образования «Вилейская специальная общеобразовательная школа-интернат»
Адрес: 222410, Минская область, г. Вилейка, ул. 17 Сентября, д. 10
Контактный телефон: 8 0(1771) 55-544
- Государственное учреждение образования «Специальная школа № 1 г. Могилева»
Адрес: 212030, г. Могилёв, пер. Мигая, д. 10
Контактный телефон: 80(222)64-57-07
- Государственное учреждение образования «Средняя школа № 111 г.Минска»
Адрес: 220067, г. Минск, ул. И. Гошкевича, д.12
Контактный телефон: 80(17)272-36-93, +375 (29)321-06-23
- Государственное учреждение образования «Клецкая средняя школа № 1»
Адрес: 222531, минская обл., г. Клецк, ул. Победы, д.99
Контактный телефон: 80(1793) 664-77
- Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Берёзы»
Адрес: 225209, Брестская обл., г. Берёза, ул. Владимира Ленина, 79А
Контактный телефон: 80 (1643) 27-293, (МТС) +37529 229 70 35
- Государственное учреждение образования “Ясли-сад №4 “Золотой ключик” г. Заславля”
Адрес: 223034 город Заславль, микрорайон 1, дом 1а
Контактный телефон: 8017 517-73-62, +375 (29)508-97-15
- Государственное учреждение образования «Заславская средняя школа № 2 им. М.К. Путейко»
Адрес: 223034, Минская обл., Минский район, г. Заславль, Микрорайон 2, д.3
Контактный телефон: 80 (175) 13-12-41, +375 (44) 752-24-02
- Государственное учреждение образования «Сеницкая средняя школа имени Я.Купалы»
Адрес: 223056, Минская обл., Минский район, аг. Сеница, ул. Янки Купалы, д.9
Контактный телефон: 80 (175) 166-030, +375 (29) 701-96-75.
Отчет по реализации инновационной деятельности
I четверть
Отчет о работе по реализации инновационного проекта
«Внедрение модели коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, предметных и метапредметных компетенций
у обучающихся с ОПФР»
за I четверть 2024/2025 учебного года
https://speceduschool.mogilev.by/innovatsionnyj-proekt-2022-2027/
№ |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Участники
|
Методические мероприятия |
|
|
|
|
1 |
Педагогический совет «Анализ реализации инновационного проекта в 2023/2024 учебном году. Цель и задачи но новый 2024/2025 учебный год» |
30.08.2024 |
Руководство школы |
2 |
Заседание группы педагогов, реализующих инновационную деятельность «Планирование методической работы с педагогами в условиях реализации инновационного проекта. Разработка единой диагностической карты по формированию триады компетенций у учащихся» |
04.09.2024 |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
3 |
Вебинар «Задачи инновационной деятельности на текущий учебный год» |
28.10.2024 |
Гладкая В.В., научный консультант,
педагоги, реализующие инновационный проект |
4 |
Диагностика участников образовательного процесса «Самоанализ профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования триады компетенций у учащихся с ОПФР» |
Сентябрь |
Ковалева Е.О., педагог-психолог |
5 |
Заседание постоянно действующего семинара-практикума «От теории к практике. Единый подход к диагностике учащихся» |
03.10.2023 |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
Мероприятия с учащимися
|
1 |
Проведение диагностики с учащимися |
сентябрь |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
2 |
Образовательные экскурсии, как средство развития предметных и метапредметных компетенций учащихся: экскурсии в Мирский, Несвижский замки, д.Борки, г. Орша |
Сентябрь-октябрь |
Классные руководители, воспитатели |
Отчет о работе по реализации инновационного проекта
«Внедрение модели коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, предметных и метапредметных компетенций
у обучающихся с ОПФР»
за I четверть 2023/2024 учебного года
https://speceduschool.mogilev.by/innovatsionnyj-proekt-2022-2027/
№ |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Участники
|
Методические мероприятия |
1 |
Издание приказа об организации инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году (от 31.08.2023 № 168) |
31.08.2023 |
Руководство |
2 |
Инструктивно-методическое совещание «Реализация инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году» |
04.09.2023 |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
3 |
Заседание группы педагогов, реализующих инновационную деятельность «Результаты апробации в 2022/2023 учебном году и корректировка диагностических карт по формированию личностных, предметных и метапредметных компетенций учащихся с ОПФР» |
07.09.2023,
20.09.2023
|
Педагоги, реализующие инновационный проект |
4 |
Диагностика педагогов: «Восприимчивость педагогов к новшествам»,
«Барьеры педагогической деятельности» |
Сентябрь |
Ковалева Е.О. |
5 |
Семинар-вебинар «Задачи инновационной деятельности на 2023/2024 учебный год. Методическая работа в УО по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах содержания и методики коррекционно-педагогической работы в русле компетентностного подхода» |
05.10.2023 |
Гладкая В.В., консультант,
педагоги, реализующие инновационный проект |
6 |
Круглый стол-обмен опытом «Применение кинезиологических методов и приемов при реализации компетентностного подхода на коррекционных занятиях» |
13.10.2023 |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
7 |
Консультацию с элементами тренинга для педагогов по теме «Комплекс мероприятий, направленных на формирование личностных и коммуникативных компетенций учащихся с ОПФР» |
27.10.2023 |
Ковалева Е.О. |
8 |
Семинар-практикум «Визуализация учебной информации как средство формирования предметных компетенций учащихся с ОПФР» |
02.10.2023 |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
9 |
Заседание учебно-методического объединения учителей, выполняющих функцию классных руководителей в 1-5 классах «Системный подход к формированию активной гражданской позиции у учащихся с ОПФР» |
01.11.2023 |
Тимофеева О.В. |
02.10.2023 учителя, реализующие инновационную деятельность, провели семинар-практикум по теме «Визуализация учебной информации как средство формирования предметных компетенций учащихся с ОПФР». Педагоги делились опытом по применению разных видов визуализации учебной информации как на уроках в начальной школе, так и в старших классах: инфографика, интеллект-карты, скрайбинг и др. Педагоги сделали вывод, что применение данных видов визуализации решает ряд коррекционных задач, но и способствует формированию метапредметных компетенций у учащихся, активизирует их познавательную деятельность на уроках и коррекционных занятиях.
13.10.2023 состоялся традиционный круглый стол по обмену опытом использования продуктивных методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. В этот раз педагоги с увлечением рассказывали о нейропсихологических упражнениях, приводили примеры использования кинезиологии как на уроках, коррекционных занятиях, так и в группе продленного дня.
27.10.2023 педагог-психолог Ковалёва Елена Олеговна провела консультацию с элементами тренинга для педагогов по теме «Комплекс мероприятий, направленных на формирование личностных и коммуникативных компетенций учащихся с ОПФР». Для педагогов были предложены упражнения и техники, которые они могут использовать на уроках, во внеурочной деятельности, а также непосредственно в работе с родителями для развития навыков общения у учащихся, способности самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
На осенних каникулах, 01.11.2023, состоялось заседание школы педагогического мастерства педагогов, выполняющих функции классных руководителей в 1-5 классах на тему «Системный подход к формированию активной гражданской позиции, патриотического и нравственного воспитания». С целью формирования у младших школьников личностных компетенций педагоги рассмотрели вопросы взаимодействия с общественными объединениями (БРПО), родительской общественностью, актуальные возможности формирования патриотизма посредством краеведения и школьного музейного уголка «Беларуская лялька».
Отчет о работе по реализации инновационного проекта
«Внедрение модели коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, предметных
и метапредметных компетенций
у обучающихся с ОПФР»
за I четверть 2022/2023 учебного года
№ |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Участники
|
Диагностические мероприятия |
1 |
Заседание группы педагогов, реализующих инновационную деятельность «Составление диагностических материалов по формированию личностных, предметных и метапредметных компетенций у учащихся с ТНР и с ТО 1- 3 классов» |
Сентябрь |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
2 |
Диагностика готовности педагогов школы к организации и участию в инновационной деятельности |
Сентябрь |
Педагог-психолог |
3 |
Диагностика мотивации и готовности законных представителей учащихся к включению в инновационную деятельность |
Сентябрь
|
Педагог-психолог |
4 |
Проведение диагностики учащихся 1-3 классов по сформированности триады компетенций: личностных, предметных, метапредметных. Подготовка аналитической информации «Результаты анализа данных педагогической диагностики» |
17.10-28.10.2022 |
Учителя 1-3 классов, воспитатели |
5 |
Адаптационные занятия для учащихся 1 класса по программе «Первый раз в 1 класс» |
Сентябрь-ноябрь |
Педагог-психолог |
Сетевое взаимодействие участников инновационного проекта |
1 |
Участие в конференции-вебинаре «Инновационная деятельность: начинаем!» |
21.09.2022 |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
2 |
Участие в обучающем вебинаре Современный формат взаимодействия субъектов инновационного пространства на основе информационной платформы» |
21.09.2022 |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
3 |
Участие в семинаре-вебинаре «Составление диагностических карт, отражающих систему формируемых компетенций» |
13.10.2022 |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
Методические мероприятия |
1 |
Педагогический совет «Анализ работы за 2021/2022 учебный год, определение целей и задач учреждения образования на 2022/2023 учебном году. Реализация инновационного проекта»
|
31.08.2022 |
Руководство школы |
2 |
Практикум «Педагогическое исследование: алгоритм исследовательской деятельности, ведение дневника, трансляция инновационного опыта» |
Октябрь |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
3 |
Круглый стол «Использование практико-ориентированных заданий, как средства повышения мотивации учащихся с ОПФР на учебных занятиях» |
Октябрь |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
II четверть
Отчет о работе по реализации инновационного проекта
«Внедрение модели коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, предметных и метапредметных компетенций
у обучающихся с ОПФР»
за II четверть 2023/2024 учебного года
№ |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Участники
|
Методические мероприятия |
1 |
Заседание группы педагогов, реализующих инновационную деятельность «Методы и средства формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках и во внеурочной деятельности» |
11.11.2023,
13 .12.2023
|
Педагоги, реализующие инновационный проект |
2 |
Повышение профессиональной компетентности и обмен опытом работы по формированию триады компетенций: предметная неделя открытых уроков естественно-математического цикла
https://speceduschool.by/metodicheskoe-obedinenie-uchitelej-estestvenno-matematicheskogo-tsikla/ |
11.12-15.12.2023 |
Подольская О.В.,
учителя предметов естественно-математического цикла |
3 |
Заседание учебно-методического объединения учителей естественно-математического цикла «Формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся на уроках точных наук» |
26.12.2023 |
Подольская О.В., учителя предметов естественно-математического цикла |
4 |
Неделя педмастерства учителей начальных классов «Формирование личностных, предметных и предметных компетенций на уроках»
https://speceduschool.by/metodicheskoe-obedinenie-uchitelej-nachalnyh-klassov/ |
27.11.-01.12.2023 |
Мельник Т.В., учителя начальных классов |
5 |
Заседание учебно-методического объединения учителей-дефектологов «Особенности работы по формированию метапредметных компетенций на уроках, коррекционных занятиях, во внеурочной деятельности» |
28.12.2023 |
Хроменкова И.О.,
учителя-дефектологи |
6 |
Методический практикум с элементами тренинга «Формирование у учащихся основ продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми» |
24.11.2023 |
Гринева Е.Б.
Ковалева Е.О. |
24 ноября 2023 года в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, предметных и метапредметных компетенций у обучающихся с ОПФР» Ковалева Елена Олеговна, педагог-психолог, провела тренинг с педагогами и учащимися «Формирование у учащихся основ продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми». В ходе мероприятия учащиеся и педагоги выполняли упражнения на повышение самооценки, повышение жизненного тонуса, умения добиваться взаимопонимания в большом коллективе. Участники учились приёмам инструктирования и запоминания информации, адекватным способам реагирования в нестандартных ситуациях. Предложенные упражнения и техники способствовали так же понятию настроения и детей и взрослых.
28.12.2023 на заседании учебно-методического объединения учителей-дефектологов в рамках темы «Особенности работы по формированию метапредметных компетенций на уроках, коррекционных занятий, во внеурочной деятельности» были рассмотрены наиболее эффективные методы коррекционно-развивающей работы:
– метод осмысленного достижения учебных целей коррекционного занятия;
– метод максимального включения различных анализаторов учащихся при осуществлении учебной деятельности (акустического, зрительного, кинестетического);
– метод взаиморазвития речи и мышления, поэтапного формирования умственных действий;
– метод формирования регулятивных навыков и адекватной самооценки;
– метод формирования познавательной деятельности;
– метод совершенствования коммуникативных навыков;
Далее обсуждались метапредметные результаты логопедической коррекционной работы:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– смысловое чтение;
– владение устной и письменной речью;
Следовательно работа с учащимися с ТО и с ТНР должна быть не только направлена на коррекцию речевых нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий, благодаря которым у них формируется системный подход к восприятию окружающего нас мира, а не разрозненные сведения из какой-нибудь области; обучение умению работать с информацией, способами поиска и сопоставления информации и включения ее в решение учебных задач, которые ставятся в процессе образования.
Отчет о работе по реализации инновационного проекта
«Внедрение модели коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, предметных и метапредметных компетенций
у обучающихся с ОПФР»
за II четверть 2022/2023 учебного года
№ |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Участники
|
Диагностические мероприятия |
1 |
Заседание группы педагогов, реализующих инновационную деятельность «Анализ диагностических материалов по формированию личностных, предметных и метапредметных компетенций у учащихся с ТНР и с ТО 1-3 классов, составление перспективного планирования» |
04.11.2022
05.12.2022 |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
2 |
Адаптационные занятия для учащихся 1 класса по программе «Первый раз в 1 класс» |
Сентябрь-ноябрь |
Педагог-психолог |
Методические мероприятия |
1 |
Педагогический совет «Инновационный потенциал педагогического коллектива как фактор повышения эффективности и качества образовательного процесса» |
01.11.2022 |
Руководство школы |
2 |
Заседание постоянно действующего семинара-практикума «Методы и средства формирования триады компетенций у учащихся с ТО и с ТНР» |
09. 11.2022 |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
3 |
Практическое занятие «Метапредметный подход при разработке личностно-ориентированных заданий по математике» |
13.12.2022 |
Негипова Е.А. |
4 |
Мастер-класс «Использование интерактивных методов обучения для повышения учебной мотивации учащихся с ОПФР» |
02.11.2022 |
Сафонова Е.А.
Тимофеева О.В. |
5 |
Групповые тренинги по активизации процесса самопознания для педагогов «Не доводи меня до совершенства» |
12.12-14.12 2022 |
Ковалева Е.О. |
Мероприятия с учащимися |
1 |
Цикл коррекционно-развивающих занятий «Тропинка к своему «Я»» для учащихся 1-3 классов |
Ноябрь-декабрь |
Ковалева Е.О. |
2 |
Открытый урок изобразительного искусства в 1 классе «Новогодние сувениры» |
16.12.2022 |
Мельник Т.В. |
3 |
Внеклассное мероприятие для учащихся 2 классов «Прекрасных профессий на свете не счесть и каждой профессии слава и честь» |
06.12.2022 |
Шлапакова А.М. |
4 |
Внеклассное мероприятие для учащихся 3 классов «Сказка о том, как школьные науки дружить научились» |
25.11.2022 |
Коржова О.В.
Тимофеева О.В. |
02.11.2022 в нашей школе состоялся семинар-практикум для учителей-дефектологов Могилевской области по теме «Содержание, организация и методы коррекционно-педагогической работы учителя -дефектолога». Учитель-дефектолог Сафонова Е. А. и учитель начальных классов Тимофеева О. В. провели мастер-класс по использованию интерактивных методов обучения, повышающих учебную мотивацию и познавательную активность учащихся с ОПФР, а также поделились опытом работы по использованию продуктивных методов коррекции, как на уроках, так и на коррекционных занятиях.
13.11.2022 учителя, реализующие инновационный проект, повели практическое занятие для своих коллег «Метапредметный подход при разработке личностно-ориентированных заданий по математике». Опытом работы по использованию заданий для индивидуальной работы с учетом особенностей каждого ребенка поделилась Негипова Елена Анатольевна. Коллеги анализировали видеоматериалы, на которых подобные задания использовались на разных этапах урока, а также сами подбирали и разрабатывали практические материалы для учащихся.
25.11.2022 в целях формирования и развития метапредметных компетенции в 3-х классах прошло внеклассное мероприятие “Сказка о том, как школьные науки дружить научились”. Дети с удовольствием принимали участие в мероприятии. Учащиеся сделали важное открытие: “все науки связаны между собой”. Например, не умеешь читать, не решишь задачу. Не научился пользоваться линейкой, не сделаешь разметку на уроке труда. И ребята пришли к выводу: все предметы должны “дружить” между собой, и очень важно уделять внимание изучению всех предметов. Итогом мероприятия стала инсценировка сказки “Заяц и Лиса”. Рассказывая сказку, дети учились передавать интонацией характер героя, делать выводы.
С 12.12 по 14.12.2022 педагог-психолог Ковалева Елена Олеговна провела групповые тренинги для педагогов по теме «Не доводи меня до совершенства!»
Цель: активизация процесса самопознания у педагогов, формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний, развитие коммуникативных навыков.
На занятии педагогические работники приблизились к осознанию такого понятия как «совершенство» с профессиональной точки зрения. Работая в подгруппах, они выявляли качества совершенного педагога с различных точек зрения, оценивали себя по определенным критериям и определяли свой уровень притязаний, определяли сильные стороны и достоинства личности педагога. В ходе занятия учителя выполняли такие упражнения, как: «Ассоциации», «Имя-качество», арт-терапевтическое упражнение «Рисунок по очереди», «Комплимент».
16.12.2022 с целью формирования предметных и метапредметных компетенций в 1″А” классе проведен урок изобразительного искусства “Новогодние сувениры”. На уроке учащиеся выполняли сувенир “елочка” в технике аппликация. Для первого класса важно научиться понимать задачу урока и этапность выполнения задания. Учащиеся учились правильно пользоваться клеем и ориентироваться на плоскости. Итогом урока стал “хоровод елочек” и положительные эмоции детей.
С целью развития у учащихся уверенности в себе и своих учебных возможностях, обучения их распознаванию и описанию своих чувств и чувств других, педагог-психолог Ковалева Е.О. в ноябре-декабре провела цикл коррекционно-развивающих занятий “Я – школьник” по программе “Тропинка к своему “Я””.
III четверть
Отчет о работе по реализации инновационного проекта
«Внедрение модели коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, предметных
и метапредметных компетенций у обучающихся с ОПФР»
за III четверть 2023/2024 учебного года
№ |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Участники
|
Методические мероприятия |
1 |
Заседание постоянно действующего семинара-практикума «Эффективные методы и средства формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках и во внеурочной деятельности» |
20.02.2024 |
Педагоги, реализующие инновационный проект, учителя-дефектологи, учителя начальных классов |
2 |
Заседание педагогов, реализующих инновационную деятельность «Специфика и особенности проектирования метапредметного урока» |
11.01.2024,
16.02.2024 |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
3 |
Мастер-класс «Приемы формирования функциональной грамотности учащихся» |
30.01.2024 |
Свиридова Л.С., Шилова Ю.Г., педагоги |
4 |
Заседание учебно-методического объединения учителей естественно-математического цикла «Формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся на уроках гуманитарного цикла» |
05.01.2024 |
Новикова А.В., учителя УМО предметов гуманитарного
цикла |
5 |
Неделя педмастерства учителей гуманитарного цикла «Современный урок в контексте компетентностного подхода» |
19.02-23.02.2024 |
Новикова А.В., учителя УМО предметов гуманитарного
цикла |
6 |
Неделя педмастерства учителей начальных классов «Формирование личностных, предметных и предметных компетенций на воспитательных мероприятиях и внеклассных мероприятиях по учебному предмету» |
11.03-15.03.2024 |
Мельник Т.В., учителя начальных классов |
7 |
Сотрудничество с МГОИРО
Вебинар-консультации: «Формы обобщения и представления инновационного педагогического опыта»;
«Информационная система сопровождения инновационной деятельности» |
24.01.2024
22.03.2024 |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
8 |
Методический практикум с элементами тренинга «Развитие самостоятельности, ответственности, умения делать самостоятельный выбор с заданной ситуации» |
01.03.2024 |
Гринева Е.Б.
Ковалева Е.О. |
9 |
Цикл практических занятий для учащихся «Я сам» |
Февраль |
Ковалева Е.О. |
Отчет о работе по реализации инновационного проекта
«Внедрение модели коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, предметных и метапредметных компетенций
у обучающихся с ОПФР»
за III четверть 2022/2023 учебного года
№ |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Участники
|
Методические мероприятия |
1 |
Заседание группы педагогов, реализующих инновационную деятельность «Подбор педагогических инструментов коррекционно-педагогической работы по формированию триады компетенций: личностных, предметных, метапредметных» |
Февраль-март
|
Педагоги, реализующие инновационный проект |
2 |
Психологическая гостиная «Тайм-менеджмент для педагогов» |
20.01.2023 |
Педагог-психолог |
3 |
Вебинар «Роль арсенала педагогических инструментов в методике коррекционно-педагогической работы по формированию разных видов компетенций у детей с ОПФР» |
21.02.2023 |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
4 |
Вебинар «Стратегия отбора педагогических инструментов для решения задач коррекционно-педагогической работы по формированию разных видов компетенций у детей с ОПФР» |
27.03.2023 |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
5 |
Заседание постоянно действующего семинара-практикума «Методы и средства формирования триады компетенций у учащихся с ТО и с ТНР» |
28. 02.2023 |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
6 |
Методический практикум «Инструменты мотивации: практико-ориентированные задания» |
29.03.2023 |
Негипова Е.А. |
7 |
Стажировка «Модель коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, предметных и метапредметных компетенций у обучающихся с ОПФР» |
Февраль-март |
Негипова Е.А.
Тимофеева О.В. |
Мероприятия с учащимися
|
1 |
Предметная неделя «Моя Беларусь» |
30.01.-03.02.2023 |
УМО учителей начальных классов |
2 |
Открытые воспитательные мероприятия: часы информирования «Символы Республики Беларусь», «Хатынь» |
15.03-28.03.2023 |
Классные руководители, воспитатели |
Стажировка по реализации инновационной деятельности
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, метапредметных и предметных компетенций у обучающихся с ОПФР наши педагоги проходят стажировку в АПО, принимают активное участие в вебинарах под руководством консультанта инновационного проекта Гладкой Валентины Владимировны.
21.02.2023 – вебинар «Роль арсенала педагогических инструментов в методике коррекционно-педагогической работы по формированию разных видов компетенций у детей с ОПФР».
27.03.2023 – вебинар «Стратегии отбора педагогических инструментов для решения задач коррекционно-педагогической работы по формированию разных видов компетенций у детей с ОПФР». Негипова Елена Анатольевна, Тимофеева Ольга Владимировна представили свои наработки и обосновали свою стратегию по подбору и группировке различных педагогических инструментов в соответствии с направленностью на формирование системы личностных, метапредметных и предметных компетенций. Елена Анатольевна представила свои наработки, которые можно применить на уроках математики в 6 классах, а Ольга Владимировна – на уроках литературного чтения и русского языка в 3 классе.
Заседание постоянно действующего семинара-практикума
«Методы и средства формирования триады компетенций у учащихся
с ТО и с ТНР»
15.02.2023, 28.02.2023 состоялся постоянно действующий семинар-практикум в виде двух групповых практикумов, где творческая группа педагогов, реализующих инновационный проект «Внедрение модели коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, предметных и метапредметных компетенций у обучающихся с ОПФР» апробировала свои наработки коррекционно-педагогической работы по формированию триады компетенций у учащихся. Традиционно заседания проведены в активной форме, педагоги обсуждали продуктивные методы и средства педагогической деятельности, которые можно использовать как на уроках, коррекционных занятиях, так и на внеклассных мероприятиях. Задача, которую педагоги поставили перед собой – подобрать инструментарий в не только в соответствии с психофизическими особенностями детей, возрастом, классом, но и повышающим активность, учебную мотивацию детей на уроках по разным учебным предметам.
Тайм-менеджмент для педагогов
Истинный педагог – это человек, очень увлеченный своей работой, которая настолько многогранная, что зачастую для себя не остается времени совсем.
Мы планируем свою деятельность на уроке, ставим цель и задачи, прописываем их в планах-конспектах. А в личной жизни так не делаем.
Педагог-психолог Ковалева Елена Олеговна организовала психологическую гостиную «Тайм-менеджмент для педагогов», где говорила о необходимости научиться выделять приоритеты среди огромного потока задач, научила психологическим техникам тайм-менеджмента.
Для того, чтобы избежать выгорания на работе, нужно уметь управлять временем, жить качественно и размеренно.
Формирование личностных компетенций учащихся на воспитательных мероприятиях
Перед нами стоит задача – создать условия для качественного обучения детей. По мнению современных педагогов, формирование личностных компетенций дает возможность ребенку с ОПФР ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности реагировать на изменения в обществе.
Использование воспитательного потенциала на уроках, внеклассных и воспитательных мероприятиях дает возможность учителю создать психологический комфорт и ситуацию успеха для каждого ребенка, способствовать раскрытию личности, уметь взаимодействовать с окружением.
15.03-28.03.2023 в школе проведена панорама педагогического опыта по формированию личностных компетенций учащихся посредством проведения воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности. Классные руководители и воспитатели провели открытые часы информирования «Символы Республики Беларусь», «Хатынь».
Данные мероприятия способствовали раскрытию глубоких эмоций у учащихся, формированию чувства патриотизма и гордости за свою страну и народ, уважения к истории государства.
Методический практикум
Каникулы – насыщенная пора для повышения профессиональной компетентности педагогов. Педагоги, реализующие инновационный проект, активно представляют свои наработки, эффективные практики для коллег.
29.03.2023 Негипова Елена Анатольевна провела методический практикум «Инструменты мотивации: практико-ориентированные задания», где не только представила свои наработки, но и продемонстрировала алгоритм составления подобных заданий.
В форме деловой игры педагоги составляли практико-ориентированные задания по своему учебному предмету опираясь на воспитательный компонент урока.
IV четверть
Отчет о работе по реализации инновационного проекта
«Внедрение модели коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, предметных и метапредметных компетенций
у обучающихся с ОПФР»
за IV четверть 2022/2023 учебного года
№ |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Участники
|
Методические мероприятия |
1 |
Заседание группы педагогов, реализующих инновационную деятельность «Подбор педагогических инструментов коррекционно-педагогической работы по формированию триады компетенций: личностных, предметных, метапредметных» |
Апрель-май
|
Педагоги, реализующие инновационный проект |
2 |
Участие в VII Методическом фестивале «Инновации в образовании Могилевской области в интересах реализации стратегии устойчивого развития»
Участие секции 5 «Развитие инновационной компетентности педагогических работников: проведение мастер-класса «Формирование метапредметных, предметных и личностных компетенций у учащихся с ОПФР на разных этапах урока» |
05.05.2023 |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
3 |
Участие в областном вебинаре «Методы и приемы обучения детей с ОПРФ»
Проведение мастер-класса – «Использование нейропсихологических упражнений на уроках и коррекционных занятиях» |
19.05.2023 |
Князькова А.Н.
Сафонова Е.А. |
4 |
Проведение семинара-практикума «Содержание, организация и методика коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога»
|
24.05.2023 |
Педагоги, реализующие инновационный проект,
Ковалева Е.О., педагог-психолог |
5 |
Заседание постоянно действующего семинара-практикума «Методы и средства формирования триады компетенций у учащихся с ТО и с ТНР» |
13.04.2023 |
Педагоги, реализующие инновационный проект |
6 |
Республиканская конференция – вебинар «Подведение итогов стажировки и первого года работы над инновационным проектом: достижения, проблемы, новые задачи» |
26.05.2023 |
Педагоги, реализующие инновационный проект, консультант проекта Гладкая В.В. |
7 |
Диагностическое исследование профессиональной компетентности педагогов |
20.04-04.05.2023 |
Ковалева Е.О.,
Педагог-психолог |
8 |
Стажировка «Модель коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, предметных и метапредметных компетенций у обучающихся с ОПФР» |
Апрель-май |
Негипова Е.А.
Тимофеева О.В. |
9 |
Участие в заседании экспертного совета по инновационной деятельности в сфере образования» |
23.05.2023 |
Педагоги, реализующие инновационный проект, консультант проекта Гладкая В.В. |
VII Методический фестиваль
«Инновации в образовании Могилевской области в интересах реализации стратегии устойчивого развития»
05.05.2023 года в МГОИРО состоялся VII Методический фестиваль «Инновации в образовании Могилевской области в интересах реализации стратегии устойчивого развития».
Педагоги, реализующие инновационную деятельность, Гринёва Е.Б., Негипова Е.А., Коржова О.В., Гончарова В.А., Мельник Т.В., Шлапакова А.М., Тимофеева О.В., Романовская Е.И., приняли активное участие в данном методическом мероприятии – в работе секции ««Развитие инновационной компетентности педагогических работников». Педагоги провели мастер-класс «Формирование метапредметных, предметных и личностных компетенций у учащихся с ОПФР на разных этапах урока». Опытом работы по формированию триады компетенций на уроках математики поделилась Негипова Е.А.
Трансляция педагогического опыта
24.05.2023 педагоги, реализующие инновационную деятельность, организовали и провели областной семинар-практикум по теме «Содержание, организация и методика коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога» для учителей-дефектологов и учителей, работающих в специальных учреждениях образования, являющихся слушателями курсов повышения квалификации МГОИРО. В рамках проведения матер-классов педагоги школы поделились опытом работы по использованию продуктивных методов и приемов работы по формированию метапредметных, предметных и личностных компетенций у учащихся с тяжелыми нарушениями речи и с трудностями в обучении.
Мастер-класс «Использование продуктивных методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности в русле формирования триады компетенций» провели Князькова А.Н., Сафонова Е.А.
Мастер-класс «Формирование метапредметных, предметных и личностных компетенций у учащихся с ОПФР на разных этапах уроках» провели Негипова Е.А., Тимофеева О.В., Романовская Е.И..
Мастер-класс «Тайм-менеджмент для современного педагога» провела Ковалева Е.О..
Участие в экспертном совете
23.05.2023 педагоги, реализующие инновационную деятельность, приняли участие в заседании экспертного совета по инновационной деятельности, который был организован ГУО «Академия последипломного образования». Данное мероприятие проводится с целью организации экспертной оценки инновационных проектов учреждений образования. Команда педагогов, под руководством заместителя директора по учебной работе Гринёвой Е.Б., представили промежуточный отчет по реализации инновационного проекта «Внедрение модели коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, метапредметных и предметных компетенций у обучающихся с ОПФР».