Инновационный проект 2018-2021

Экспериментальная инновационная деятельность (с сайта Министерства образования Республики Беларусь)

 

«Внедрение модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения»

Сроки реализации: 2018-2021

Цели инновационной деятельности:

  1. Повышение успешности учащихся с ОПФР (трудностями в обучении, с тяжелыми нарушениями речи) в овладении процессом чтения за счет внедрения модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы специалистов учреждений образования с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения;
  2. Повышение уровня профессиональной компетентности разных специалистов учреждения образования (учителей, учителей-дефектологов, воспитателей, педагогов-психологов) в вопросах дифференцированного содержания, форм и методов коррекционно-педагогической работы при оказании помощи учащимся с особенностями психофизического развития в преодолении трудностей овладения процессом чтения, определения путей их продуктивного взаимодействия.

Задачи инновационной деятельности:

  1. Разработать план внедрения в практику работы школы модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения;
  2. Определить систему управления инновационной деятельности;
  3. Обеспечить научно-методическое сопровождение инновационной деятельности на всех этапах, содействующее повышению уровня компетентности педагогов школы в содержательных аспектах инновационной идеи;
  4. Организовать процесс подготовки методических материалов каждым участником инновационной деятельности на всех этапах ее осуществления;
  5. Обобщить результаты инновационной деятельности на уровне деятельности учреждения образования и на уровне деятельности каждого специалиста;
  6. Определить особенности реализации модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения в условиях специальной общеобразовательной школы;
  7. организовать процесс представления, трансляции инновационного опыта внедрения модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы специалистов учреждения образования с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения в учреждениях образования города, республики (семинары, конференции, публикации).

Основная идея инновационного проекта

Основная идея инновационного проекта заключается в следующем – одним из путей повышение качества образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи и учащихся с трудностями в обучении является повышение их успешности в овладении процессом чтения. это может быть обеспечено за счет совершенствования содержания и методики коррекционно-педагогической деятельности и взаимодействия в ней специалистов учреждения образования:

во-первых, на основе перестройке содержания диагностической деятельности учителя-дефектолога – освоение стратегии определения содержания индивидуально ориентированной коррекционной работы при трудностях овладения учащимися процессом чтения,

во-вторых, на основе осуществления комплексного подхода в коррекционной работе – определение путей и способов коррекционной помощи и взаимодействия разных специалистов учреждения образования,

в-третьих, за счет внедрения в коррекционно-педагогическую деятельность разных специалистов системы методов и методик образовательной кинезиологии (методик “Избавимся от двоек”, “Гимнастика мозга” и развивающей кинезиологической программы, разработанной Сиротюк А.Л.),

в-четвертых, за счет акцентирования задачи привлечения интереса детей к чтению в деятельности разных специалистов (учителей, учителей-дефектологов, классных руководителей, руководителей кружковой работы),

в-пятых, на основе создания коррекционно-развивающей образовательной среды соответствующей направленности.

 

Консультант

Гладкая Валентина Владимировна,

заведующий кафедрой дефектологии

ГУО «Академия последипломного образования»

Кандидат педагогических наук, доцент

 

Состав участников инновационного проекта
  1. Дмитриева С.В. – директор школы
  2. Гринёва Е.Б. – заместитель директора по учебной работе
  3. Коржова О.В. – учитель начальных классов, учитель-дефектолог
  4. Шлапакова А.М. – учитель начальных классов, учитель-дефектолог
  5. Хроменкова И.О. – учитель-дефектолог
  6. Гончарова В.А. – учитель русского языка и литературы, учитель-дефектолог
  7. Князькова А.Н. – учитель начальных классов, учитель-дефектолог
  8. Копчёнова Е.А. – учитель начальных классов, учитель-дефектолог
  9. Мишкевич Н.В. – учитель русского языка и литературы, белорусского языка и литературы, учитель-дефектолог
  10. Брукштус Т.Г. – воспитатель, учитель-дефектолог
  11. Шилова Ю.Г. – учитель информатики

К реализации проекта будут привлечены родители, представители социума и все члены коллектива по мере необходимости.

 

Реестр тем инновационных исследований педагогов

 

 

 

Учреждения образования, принимающие участие в реализации инновационного проекта

  • Государственное учреждение образования «Специальная общеобразовательная школа для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) г. Могилева»
  • Государственное учреждение образования «Вилейская специальная общеобразовательная школа-интернат »
  • Государственное учреждение образования «Средняя школа №45 г. Гомеля»
  • Государственное учреждение образования «Средняя школа №62 г. Гомеля»
  • Государственное учреждение образования «Вспомогательная  школа-интернат №5 г. Гомеля»
  • Государственное учреждение образования «Кадинская средняя школа»
  • Государственное учреждение образования «Первомайский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-средняя школа» Берёзовского района
  • Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Ляховичи»

Календарно-тематический план по внедрению модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения на 2018/2019 учебный год

 

Календарный план реализации инновационного проекта «Внедрение модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися

с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения»

на 2019/2020 учебный год

Календарно-тематический план инновационного проекта “Внедрение модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения” на 2020/2021 учебный год

Заочная образовательная стажировка «Внедрение модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения» в АПО (28.08.2018 – 26.12.2018)

Руководитель стажировки: Гладкая В.В., кандидат педагогических наук, доцент, Гаурилюс А.И., кандидат психологических наук, доцент.

5 мая педагоги школы приняли участие в республиканском вебинаре при поддержке АПО в лице Гладкой Валентины Владимировны, заведующей кафедрой дефектологии, кандидата педагогических наук, доцента и Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) по теме “Коррекционно-педагогическая работа по обучению навыков чтения у детей с ОПФР”. На вебинаре педагоги-инноваторы представили отчет о реализации инновационного проекта “Внедрение модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно – педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения”, поделились своими наработками: это диагностические материалы, коррекционные программы, дидактические пособия и игры для учащихся с тяжелыми нарушениями речи по преодолению трудностей овладения процессом чтения, а также представили авторскую разработку учителя Шиловой Юлии Геннадьевны – ЭСО “Путешествие на школьном Библиобусе”.

25.04.2019 в ГУО «Специальная общеобразовательная школа для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) г.Могилева» состоялся День инноваций, который приурочен III Методическому фестивалю «Инновации в образовании Могилевской области».

Проблема нарушения чтения у учащихся с ОПФР – одна из самых актуальных, поскольку из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний. Для того, что целенаправленно повлиять на этот процесс, необходимо не только четко представлять характерные затруднения и типичные ошибки, но и найти эффективные способы обучения чтению, пути преодоления.

Директор школы Дмитриева С.В.  познакомила гостей с особенностями организации образовательного процесса для учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и с тяжелыми нарушениями речи в условиях специальной общеобразовательной школе в режиме инновационной деятельности.

Педагогический коллектив представил опыт работы по реализации инновационного проекта «Внедрение модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с ОПФР при трудностях овладения ими процессом чтения» в 2018/2019 учебном году. Педагоги через презентацию инновационной деятельности и мастер-классы рассказали о системе педагогической и коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление трудностей при овладении процессом чтения, развитие речи и формирование интереса к чтению учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и с тяжелыми нарушениями речи.  Учителя начальных классов Рябчикова Ю.С., Фролова О.М. и учитель-дефектолог Князькова А.Н. провели мастер-класс «Продуктивные формы и методы работы по преодолению трудностей при овладении навыками чтения учащимися с ТО и с ТНР на 1 ступени общего среднего образования», учителя начальных классов Казаченко О.С., Романовская Е.И., учитель-дефектолог Хроменкова И.О. – «Продуктивные методы и приемы коррекционно-развивающей деятельности», воспитатели Козырицкая О.С., Гункевич Т.А. и учитель начальных классов Луговая Н.С. – «Кинезиология с увлечении».

Одним из направлений деятельности школы по формированию коммуникативной компетенции учащихся является театрализация.  Грицанова Г.В., учитель белорусского языка и литературы, руководитель батлеечного театра «Валошкі» подготовила премьеру спектакля «Незвычайны ўрок літаратуры».

Таким образом, опыт работы педагогов по реализации инновационного проекта свидетельствует о значимости формируемого инновационного опыта в решении проблемы системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с ОПФР при трудностях овладения ими процессом чтения.

10-11 декабря 2018 года в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» состоялся I Республиканский фестиваль инновационного педагогического опыта «Инновация как стратегия саморазвития». Могилевскую область представлял коллектив педагогов-инноваторов государственного учреждения образования «Специальная общеобразовательная школа для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) г.Могилёва». Опыт работы в инновационной деятельности был представлен педагогами в блиц-панораме инновационного педагогического опыта «От инновационной идеи – к обновленной образовательной практике» и в выставке материалов и продуктов инновационной деятельности. Тема выступления педагогов «Для радикальных перемен– ресурсы инноваций». Школа представляла работу по двум инновационным проектам: «Внедрение модели психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР на II ступени общего среднего образования» и «Внедрение модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с ОПФР при трудностях овладения ими процессом чтения». Научным консультантом является заведующий кафедрой дефектологии государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» доцент кафедры педагогики и психологии непрерывного образования, кандидат педагогических наук, Гладкая Валентина Владимировна

22.08.2019

Областная августовская конференция педагогических работников. Выставка «Достижения системы образования Могилевской области»

23.08.2019

Семинар-совещание «Ресурсы, достижения и приоритеты развития системы специального образования Могилевской области»

Прикреплённые файлы

Обсуждение закрыто.