Экспериментальная инновационная деятельность (с сайта Министерства образования Республики Беларусь)
«Внедрение модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения»
Сроки реализации: 2018-2021
Цели инновационной деятельности:
- Повышение успешности учащихся с ОПФР (трудностями в обучении, с тяжелыми нарушениями речи) в овладении процессом чтения за счет внедрения модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы специалистов учреждений образования с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения;
- Повышение уровня профессиональной компетентности разных специалистов учреждения образования (учителей, учителей-дефектологов, воспитателей, педагогов-психологов) в вопросах дифференцированного содержания, форм и методов коррекционно-педагогической работы при оказании помощи учащимся с особенностями психофизического развития в преодолении трудностей овладения процессом чтения, определения путей их продуктивного взаимодействия.
Задачи инновационной деятельности:
- Разработать план внедрения в практику работы школы модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения;
- Определить систему управления инновационной деятельности;
- Обеспечить научно-методическое сопровождение инновационной деятельности на всех этапах, содействующее повышению уровня компетентности педагогов школы в содержательных аспектах инновационной идеи;
- Организовать процесс подготовки методических материалов каждым участником инновационной деятельности на всех этапах ее осуществления;
- Обобщить результаты инновационной деятельности на уровне деятельности учреждения образования и на уровне деятельности каждого специалиста;
- Определить особенности реализации модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения в условиях специальной общеобразовательной школы;
- организовать процесс представления, трансляции инновационного опыта внедрения модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы специалистов учреждения образования с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения в учреждениях образования города, республики (семинары, конференции, публикации).
Основная идея инновационного проекта
Основная идея инновационного проекта заключается в следующем – одним из путей повышение качества образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи и учащихся с трудностями в обучении является повышение их успешности в овладении процессом чтения. это может быть обеспечено за счет совершенствования содержания и методики коррекционно-педагогической деятельности и взаимодействия в ней специалистов учреждения образования:
во-первых, на основе перестройке содержания диагностической деятельности учителя-дефектолога – освоение стратегии определения содержания индивидуально ориентированной коррекционной работы при трудностях овладения учащимися процессом чтения,
во-вторых, на основе осуществления комплексного подхода в коррекционной работе – определение путей и способов коррекционной помощи и взаимодействия разных специалистов учреждения образования,
в-третьих, за счет внедрения в коррекционно-педагогическую деятельность разных специалистов системы методов и методик образовательной кинезиологии (методик “Избавимся от двоек”, “Гимнастика мозга” и развивающей кинезиологической программы, разработанной Сиротюк А.Л.),
в-четвертых, за счет акцентирования задачи привлечения интереса детей к чтению в деятельности разных специалистов (учителей, учителей-дефектологов, классных руководителей, руководителей кружковой работы),
в-пятых, на основе создания коррекционно-развивающей образовательной среды соответствующей направленности.
Консультант
Гладкая Валентина Владимировна,
заведующий кафедрой дефектологии
ГУО «Академия последипломного образования»
Кандидат педагогических наук, доцент
- Дмитриева С.В. – директор школы
- Гринёва Е.Б. – заместитель директора по учебной работе
- Коржова О.В. – учитель начальных классов, учитель-дефектолог
- Шлапакова А.М. – учитель начальных классов, учитель-дефектолог
- Хроменкова И.О. – учитель-дефектолог
- Гончарова В.А. – учитель русского языка и литературы, учитель-дефектолог
- Князькова А.Н. – учитель начальных классов, учитель-дефектолог
- Копчёнова Е.А. – учитель начальных классов, учитель-дефектолог
- Мишкевич Н.В. – учитель русского языка и литературы, белорусского языка и литературы, учитель-дефектолог
- Брукштус Т.Г. – воспитатель, учитель-дефектолог
- Шилова Ю.Г. – учитель информатики
К реализации проекта будут привлечены родители, представители социума и все члены коллектива по мере необходимости.
Реестр тем инновационных исследований педагогов
Учреждения образования, принимающие участие в реализации инновационного проекта
- Государственное учреждение образования «Специальная общеобразовательная школа для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) г. Могилева»
- Государственное учреждение образования «Вилейская специальная общеобразовательная школа-интернат »
- Государственное учреждение образования «Средняя школа №45 г. Гомеля»
- Государственное учреждение образования «Средняя школа №62 г. Гомеля»
- Государственное учреждение образования «Вспомогательная школа-интернат №5 г. Гомеля»
- Государственное учреждение образования «Кадинская средняя школа»
- Государственное учреждение образования «Первомайский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-средняя школа» Берёзовского района
- Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Ляховичи»
с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения»
Заочная образовательная стажировка «Внедрение модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения» в АПО (28.08.2018 – 26.12.2018)
Руководитель стажировки: Гладкая В.В., кандидат педагогических наук, доцент, Гаурилюс А.И., кандидат психологических наук, доцент.
5 мая педагоги школы приняли участие в республиканском вебинаре при поддержке АПО в лице Гладкой Валентины Владимировны, заведующей кафедрой дефектологии, кандидата педагогических наук, доцента и Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) по теме “Коррекционно-педагогическая работа по обучению навыков чтения у детей с ОПФР”. На вебинаре педагоги-инноваторы представили отчет о реализации инновационного проекта “Внедрение модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно – педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения”, поделились своими наработками: это диагностические материалы, коррекционные программы, дидактические пособия и игры для учащихся с тяжелыми нарушениями речи по преодолению трудностей овладения процессом чтения, а также представили авторскую разработку учителя Шиловой Юлии Геннадьевны – ЭСО “Путешествие на школьном Библиобусе”.