Модернизация образования ставит перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций учащихся. Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. А задача педагогов научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни вне школьных стен. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых приёмов, методов и средств, позволяющих оптимизировать работу с учащимися. 26 декабря было проведено УМО учителей-предметников по теме «Формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся на уроках естественно-математического цикла». В ходе обсуждения проблемы, обмена практическим опытом и знаниями по данной теме педагогами были составлены общие рекомендации по реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.
С целью повышения профессиональной компетентности и обмена опытом работы по формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных компетенций с 11.12 по 15.12 состоялась неделя открытых уроков и внеклассных мероприятий учителей естественно- математического цикла. Педагоги показали своё мастерство не только в умении формировать у учащихся знания, умения и навыки по учебным предметам, но и выработке таких необходимых в современном обществе навыков, как способность пользоваться современными источниками информации и средствами её получения, а так же развитии у учащихся таких личностных качеств, как способность сотрудничать с учителем, учащимися, самим собой, принимать во внимание действия и желания партнёра, умение понимать эмоциональное состояние участников совместной деятельности, проявлять настойчивость в достижении цели. Большое внимание педагоги уделили воспитательному потенциалу урока и визуализации учебной информации. Активная творческая деятельность учителей способствовала повышению интереса учащихся к предметам естественно- математического цикла, проявлению творческих и интеллектуальных способностей.
12 декабря активно и весело стартовала неделя педагогического мастера учителей естественно-математического цикла. Неделя началась с квестов и мемо-игр. Мероприятия прошли интересно, увлекательно, весело и с несомненной пользой для ребят. В процессе игр учащиеся тренировали усидчивость, внимание, память, умение работать в команде, настойчивость в достижении целей. Многие сумели проявить свои личностные качества, интеллектуальные и творческие способности, а так же эрудированность по предметам, чем удивили и порадовали не только учителей, но и своих одноклассников.
12 декабря в 9 “А” прошел открытый урок математики по теме “Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений”, в котором большой упор делался на гражданско-патриотическое воспитание.
В начале урока учащиеся разобрали сугроб формул для решения квадратных уравнений, работая в парах повторили как определяются коэффициенты квадратных уравнений, вспомнили способы решения квадратных уравнений. Затем определили цель урока и познакомились с алгоритмом решения текстовых задач с помощью квадратных уравнений.
Полученные знания учились применять решая текстовые задачи, связанные со знаменитыми замками нашей страны: Мирский и Несвижский замок. Узнали когда, кем и почему они были построены, а кроме этого, благодаря решению задач, узнали сколько нужно флагов для украшения Мирского замка и длину оборонительного рва вокруг Несвижского замка.
На физкультминутке под веселую детскую белорусскую песню ребята снова повторили как зависит количество корней квадратного уравнения от значения дискриминанта.
В конце урока учащиеся выстроили защиту вокруг г. Могилева благодаря своей оценке урока, кроме того узнали значение символики герба г. Могилева и убедились, что “Знание-сила”.
В заключительном слове, ребята получили напутствие, что они должны стараться соответствовать символике герба, а именно быть добропорядочными, смелыми, гостеприимными, отзывчивыми и стремящимися к знаниям могилевчанами.
13 декабря в 10 “Б” классе учителем химии Подольской О.В. и учителем биологии Винцаревич М. А. был проведен открытый интегрированный урок “Основы рационального питания”, на котором учащиеся изучили состав продуктов питания; доказали наличие в продуктах питания белков, жиров, углеводов, витаминов; рассмотрели понятия “совместимость продуктов питания” и “энергетическая ценность пищевых продуктов”, познакомились с болезнями, вызванными неправильным питанием. В конце урока учащиеся пришли к выводу, что питание является важным фактором, влияющим на здоровье человека.
14 декабря в 7 «А» классе учителем математики Негиповой Е. А. был проведён открытый урок по теме «Решение задач с помощью пропорции». На уроке были использованы различные формы и приёмы обучения, что позволило сделать урок интересным, познавательным.
Ребята увидели, что материал урока помогает решать очень много практических задач в разных сферах жизни. В ходе урока прослеживалась и профориентационная работа, не забыли и про воспитательный потенциал урока.
14.12.2023 года в рамках недели педагогического мастерства в 8 «А» классе был проведен открытый урок по физике на тему «Сила, как мера взаимодействия тел», на котором у учащихся формировался опыт наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований. Ребята учились выделять главное, делать выводы и использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни.
15.12 2023г. в 7 “Б” классе прошел открытый урок географии по теме ‘’Внутренние силы Земли. Вулканизм’’. Это было увлекательное путешествие в недра Земли. Разговор шел о том, как устроены вулканы и какими они бывают, где случаются вулканические извержения, какие страны находятся в местах наибольшей вулканической активности.
Этот урок был насыщен элементами занимательности, которые помогли пробудить интерес к предмету, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий. Музыкальная пауза под шум океана помогла учащимся насладиться красотой природы и приятной музыкой. ‘’Извержение вулкана’’ с помощью химических веществ было восторженно встречено учащимися и таким образом состоялось первое знакомство с новым школьным предметом- химией. Школа- это путь к познанию. Пускай наши дети познают мир и он будет для них многогранным и ярким
15 декабря в 8 “Б” классе состоялся открытый урок по информатике “Использование алгоритмических конструкций для исполнителя Робот”. Предполагалось, что к окончанию урока: -учащиеся повторят основные понятия; алгоритмические конструкции “следование”, “повторение”; – познакомятся с алгоритмической конструкцией “ветвление”; – потренируются в составлении алгоритмов. Ребятам было предложено представить себя в роли комбайнеров и собрать урожай пшеницы. Учащиеся с удовольствием решали задачи, отвечали на вопросы. Во время физкультминутки ребята прогулялись по белорусскому зимнему лесу. В конце урока, во время рефлексии, ребята поставили “лайки”, оставили свои комментарии к уроку, а также предложили продолжить работу с данной темой на следующем уроке.
Сегодня ни для кого не секрет, что современный мир характеризуется быстрой изменчивостью, поэтому одних академических знаний для жизни не достаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях. Поэтому всё чаще в образовании встаёт вопрос о развитии функциональной грамотности, как способности учащихся применять полученные знания для решения максимального диапазона жизненных задач.
29 марта 2023г. состоялось заседание УМО учителей естественно-математического цикла и трудового обучения по теме “Формирование функциональной грамотности учащихся средствами учебных предметов как одно из условий успешной социализации учащихся с ОПФР”.
В ходе заседания педагоги поделились методами и приёмами формирования функциональной грамотности на своих уроках и во внеурочной деятельности и ещё раз убедились в том, что для успешного формирования естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся с ОПФР процесс обучения необходимо строить на метапредметной основе и направлять на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности.
Как бы ни было грустно, но сегодня 27.01.2023 в государственном учреждении образования “Специальная школа № 1 г. Могилева” прошло закрытие весёлой, интересной, занимательной и просто замечательной недели точных наук и трудового обучения “Хочу всё знать”. На торжественной линейке, в доброй и семейной атмосфере, учащиеся школы вместе с педагогами вспомнили о самых интересных и значимых моментах этой недели. Учителя, с нескрываемой радостью, поблагодарили 6-10 классы за активное участие в конкурсах, квестах, турнирах и викторинах. Все классы были награждены дипломами за активное участие и сладкими призами. Кроме того, среди всех учащихся были выбраны самые активные участники недели, которые также были награждены именными дипломами и призами. Все спрашивают, как же заинтересовать ребенка в изучении таких сложных предметов, как математика, физика, информатика, химия, биология, география, а ответ прост, покажите, на сколько эти предметы занимательны и успех будет гарантирован. Просмотрите ещё раз историю проведения недели и убедитесь, что благодаря находчивости и заинтересованности наших педагогов, учащиеся нашей школы не только весело провели время, но и совершили для себя множество открытий в этом странном и запутанном мире точных наук и трудового обучения. Желаем успехов в учёбе и лёгкого пути в достижении желания “Хочу всё знать”!
26 января в рамках недели точных наук и трудового обучения в 7 «А» классе прошла интерактивная игра по физике «Физика вокруг нас». На данном мероприятии ребята подготовили и провели занимательные опыты-фокусы из подручных материалов, не используя физические приборы. Сегодня свершилось увлекательное путешествие в мир науки – физики. Может быть, это станет первым шагом по дороге научного познания.
Сегодня 26.01.2023 прошёл математический турнир “Зимние забавы” в рамках недели предметов естественно-математического цикла и трудового обучения “Хочу всё знать”. В турнире приняли участие команды 8 “А” класса “Люди игрек” и 8 “Б” класса “За скобками”. Во время турнира команды поиграли в снежки, покатались на лыжах, а ещё проявили свою смекалку, продемонстрировали навыки решения примеров на все действия, умение логически мыслить, решать ребусы, работать в команде. Кроме того, учащиеся узнали, что 17 января отмечается международный день детей-изобретателей, и узнали о некоторых изобретениях детей, связанных с зимними забавами. В конце мероприятия повторили правила безопасного поведения на зимнем водоёме. В течении всего турнира царила атмосфера веселья и радости. Желаем всем успехов в изучении математики.
Одну из популярных игр “Кулинарный квест” провели сегодня в 7 “А” и 7 “Б” классах учитель биологии Винцаревич М.А. и учитель трудового обучения Коломиец О.Е., в рамках недели естественно-математического цикла и трудового обучения. Он сопровождался прохождением различных этапов, выполнением заданий на логику, мышление, память и решением различных задач. Участие в квесте дало возможность учащимся отработать навыки профессии кондитера, а восхитительный аромат приготовленного шоколадного десерта не оставил никого равнодушным.
Современная школа должна не просто давать знания, а развивать в детях коммуникабельность, целеустремленность, умение сотрудничать с коллективом для достижения совместной цели, достигать результатов при работе как одному так и в группе, решать возникающие конфликты, отстаивать и аргументировать своё мнение.
Школа должна вооружить ребят умением учиться, что в будущем будет гарантировать им личную успешность.
Всё это учитывалось при проведении познавательного мероприятия «Делу время – потехе час» в 6 классах, которое состоялось 25 января в рамках недели естественно- математических наук и трудового обучения
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе обучения. Связь между учебными предметами является, прежде всего, показателем объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с практической деятельностью людей. С целью отражения взаимосвязи изучаемых школьных предметов друг с другом и реальной жизнью, учителем химии Подольской О.В. была проведена интеллектуальная викторина “Химия +”. Ольга Владимировна с помощью увлекательных заданий и вопросов показала ребятам, как химия связана с такими предметами, как математика, история, литература, физика, музыка, география. В ходе мероприятия ребята решали практические вопросы: каким газом необходимо надуть шарик, чтобы он взлетел, как проверить нехватку йода в организме, какую зубную пасту выбрать лучше и т.д. В результате мероприятия ребята не только показали эрудированность по изучаемым школьным предметам, но и узнали много нового.
В рамках недели естественно – математического цикла и трудового обучения, 24 января учащиеся 7 классов приняли участие в турнире эрудитов по информатике “Хочу все знать”. Учителя информатики Шилова Ю.Г. и Негипова Е.А. предложили ребятам множество различных конкурсов на догадку, мышление, логику и смекалку. Ребята смогли повторить основные понятия по информатике, показали свои умения работы с графическим редактором Pait, а также учились работать в команде.
23.01.2023 г состоялось торжественное открытие недели точных наук и трудового обучения. В открытии недели приняли участие учащиеся 6-10 классов и педагоги школы. Программа торжественного открытия была наполнена танцами, юмористическими сценками, частушками, песнями, стихами.
Остальные дни недели обещают быть не менее интересными. Ребят ждут квесты, игры, викторины, турниры и другие мероприятия. Каждый день у учащихся будет возможность проявить себя и узнать что-то новое.
26 декабря 2022 года состоялось заседание учебно-методического объединения учителей естественно-математического цикла и трудового обучения по теме “Проектирование учебного занятия с использованием современных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов”.
Целью данного заседания было повышение профессиональной компетентности педагогов в овладении теоретическими знаниями и практическими умениями в использовании современных методов и средств обучения, образовательных технологий как средств развития личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся на учебных занятиях.
В ходе занятия педагоги рассмотрели эффективные технологии формирования метапредметных образовательных результатов, изучили способы и средства формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся, презентовали и проанализировали проведённые уроки с использованием интерактивных методов обучения и практико-ориентированных заданий, направленных на формирование метапредметных, предметных и личностных компетенций.
Итогами работы объединения стало составление брошюры “Методические рекомендации по использованию интерактивных технологий в образовательном процессе как средства развития личностных компетенций учащегося”.
С целью формирования положительной мотивации и повышения познавательной активности среди обущающихся с 11.04 по 15.04 в учреждении образования проведена открытая неделя учителей естественно-математического цикла, которая имела профориентационную направленность. В рамках недели учителя физики, информатики, химии, биологии, географии, математики провели внеклассные мероприятия, которые проходили в форме игр, викторин, мастер-классов и вызвали большой интерес, положительный отклик среди обущающихся, а также содействовали их профессиональному самоопределению.
В понедельник, 11 апреля, в актовом зале состоялось открытие недели под девизом “В поисках своего призвания”.
На данном мероприятии учащиеся старшей школы под руководством учителей-предметников продемонстрировали юмористические сценки, посвящённые представителям различных профессий, а ведущие данного мероприятия постарались донести обучающимся мысль о том, что истинное сокровище для людей – найти себя в труде.
В среду, 13 апреля, среди учащихся 9 классов учителем математики Негиповой Е.А. было проведено профориентационное мероприятие “Математика в профессиях”. На данном мероприятии учащиеся в соревновательно-игровой форме узнали, что знания по математике необходимы для многих профессий.
В этот же день учащиеся 8 классов побывали на экскурсии в Государственном комитете судебных экспертиз у экспертов-криминалистов. Экскурсия была очень интересной и поучительной. Сотрудники управления судебных экспертиз рассказали о особенностях своей работы и дали возможность учащимся побывать в их роли.
В четверг, 14 апреля, для учащихся 8 классов учитель биологии Винцаревич М.А. провела мероприятие “Биология в профессии повара”. На данном мероприятии Марина Александровна не только показала учащимся необходимость знаний по биологии в данной профессии, но и провела мастер-класс по приготовлению пирожков и пиццы из дрожжевого теста.
Учитель географии Волкова Н.М. провела среди учащихся 10 классов внеклассное мероприятие “Виртуальная реальность “Мир без границ” глазами блогера-путешественника”. На данном мероприятии Наталья Михайловна в интересной и занимательной форме познакомила учащихся не только с профессией “блогер” и успешными представителями данной профессии, но и постаралась рассказать о традициях и обычаях различных народов мира. Особое внимание Наталья Михайловна уделила достопримечательностям нашей Республики.
В пятницу, 15 апреля, с целью показать значение физики в выборе будущей профессии, развивать познавательный интерес обучающихся, интеллектуальные и творческие способности учитель физики Маркова Е.М. провела внеклассное мероприятие “Физика в твоей профессии” в форме игры-соревнования.
Данное мероприятие состояло из нескольких этапов, каждый из которых показал связь физики с определенной профессией (повара, водителя, врача и т.д.). Отвечая на поставленные вопросы ребята самостоятельно связывали явления природы, бытовые моменты с законами физики. В процессе данной игры учитель с учащимися обсудили такие физические понятия и явления, как диффузия, теплопередача, теплопроводность, давление, центростремительное ускорение и т.д. Также ребята разгадывали кроссворд с названиями профессий, где так же используются физические понятия.
Учитель информатики Шилова Ю. Г. провела внеклассное мероприятие для учащихся 8 классов “Профессии компьютерного века”. Главной целью данного мероприятия было познакомить учащихся с самыми популярными профессиями из области информационных технологий, а также узнать, какими качествами должны обладать люди данных профессий. Все это ребята узнали в игровой форме. Для реализации воспитательного потенциала мероприятия Юлия Геннадьевна обратилась к истории информатики “Информатика в лицах”, где рассказала об известном Советском математике и программисте Ершове А.П., который стал одним из создателей так называемой “школьной информатики”.
Учитель химии Горбель О. В. организовала для учащихся 10 классов внеклассное мероприятие “Мир химических профессий”. На данном мероприятии Ольга Владимировна не только познакомила учащихся с особенностями профессий, имеющими химическую направленность, но и организовала для ребят мастер-классы, на которых они попробовали себя в роли представителей таких профессий как фармацевт, эколог, лаборант химического анализа. В своём мероприятии Ольга Владимировна так же большое внимание уделила экологически проблемам и воспитанию экологической культуры учащихся.
Неделя прошла активно, интересно и увлекательно. Помогла узнать много нового о мире профессий, о популярных и не очень видах труда, оказала помощь в профессиональном самоопределении учащихся.
С целью повышения интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, расширения знаний, познания действительности и самих себя с 1 по 10 декабря в школе прошла декада естественно-математических наук «Учение с увлечением».
В рамках декады были проведены внеклассные мероприятия по учебным предметам «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «География».
Внеклассные мероприятия стимулируют и дополняют учебный процесс, повышают познавательную активность учащихся, развивают их, дают ощущение победы, радости познания, ощущение творчества.
Учащиеся приняли активное участие в командных мероприятиях, которые проводились в виде игр: «Математический КВН» (учитель математики Негипова Е.А.)
«Математический ералаш» (учитель Зверькова Е.Г.)
«Химический турнир» (учитель Горбель О.В.)
в виде конкурсных программ «Моя Беларусь» (учитель географии Волкова Н.М.)
«Природа вокруг нас» (учитель биологии Винцаревич М.А.)
Учащиеся состязались в разгадывании кроссвордов, ребусов, отвечали на занимательные вопросы, вопросы викторины, решали нестандартные задачи, познавали тайны химических превращений. Охват учащихся 6 – 10 классов составил 100%.
Живо, интересно и познавательно прошло мероприятие «Посвящение в физики» в 8 классах. Помогали учителю Марковой Е.М. проводить мероприятие учащиеся 9 «Б» класса.
Все мероприятия позволили в яркой, увлекательной форме расширить и углубить знания по предметам, а главное – развивать мыслительную и практическую деятельность учащихся, побудить стремление познавать, проявлять инициативу, творчество, самостоятельность.
С 9 по 13 декабря 2019 года в школе была проведена неделя естественно – математических наук. Все мероприятия, проводимые в рамках недели, вызвали живой интерес у учащихся. Они были направлены на повышение учебной мотивации учащихся, активизацию мыслительной деятельности, любознательности и смекалки каждого ученика и имели профориентационную направленность.
Наибольший интерес у учащихся и педагогов школы вызвали театрализованное открытие недели «Путешествие в мир знаний», которое подготовили и провели сами педагоги, и закрытие недели «И в шутку, и всерьёз».
Успехом интересной недели явилось грамотное сочетание педагогического замысла учителей и познавательного интереса учащихся. Важно, что учащиеся ещё раз убедились, сколько всего интересного, необычного, значимого в предметах естественно-математического цикла, как они все взаимосвязаны и необходимы в будущем для каждого из них.
В рамках недели прошли открытые уроки, на которых педагоги методического объединения продемонстрировали свой позитивный и инновационный опыт работы.
Мероприятия недели точных наук:
открытие «Путешествие в мир знаний»;
квест- игра «Детективное агентство» для учащихся 6-7 классов;
интеллект-конкурс «Самый, самый…» для учащихся 8-10 классов;
закрытие недели «И в шутку, и в серьёз».
Открытые уроки:
математика 8 класс «Формулы сокращённого умножения: произведение суммы и разности выражений», учитель Негипова Е.А.;
математика 9 класс «Площади многоугольников: площадь ромба», учитель Зверькова Е.Г.;
география 8 класс «Природные зоны Африки», учитель Волкова Н.М.;
биология 10 класс «Слуховая сенсорная система», учитель Винцаревич М.А.;
химия 8 класс «Явления физические и химические. Признаки и условия протекания химических реакций», учитель Горбель О.В.
30 августа 2019 года состоялось первое заседание методического объединения учителей естественно-математического цикла, на котором были рассмотрены особенности организации образовательного процесса на II ступени общего среднего образования в 2019/2020 учебном году, нормативно правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по предметам естественно-математического цикла и организации методической работы с целью повышения уровня владения педагогами методического объединения нормативной правовой и учебно-методической базой общего среднего образования.
Были изучены Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с обновленными учебными программами.
5 февраля 2019 года состоялось заседание методического объединения учителей естественно-математического цикла на тему «Современное учебное занятие: проектирование, проведение и анализ».
Целью данного методического объединения было повышение профессиональной компетентности педагогов в овладении теоретическими знаниями и практическими умениями к организации современного урока как основы эффективного и качественного образования.
В ходе заседания методического объединения были рассмотрены особенности организации, структура, проектирование современного урока, анализ и самоанализ урока.
Педагоги методического объединения выявили отличия между традиционным уроком и уроком современного типа, сравнили традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на современном уроке, презентовали и проанализировали проведенные открытые уроки, разработали рекомендации по проведению современного урока.
С 21 по 25 января в нашей школе с успехом прошла Неделя точных наук, которая традиционно отмечается разнообразием открытых уроков и внеклассных мероприятий и большим интересом со стороны учащихся.
На волне позитивных эмоций прошли открытие Недели, брейн-ринг «В царстве наук» между сборными командами учащихся 8-10 классов, квест-игра «Путешествие по островам наук», в которой учащиеся 6-7 классов по заданным маршрутным листам преодолевали «трудности», возникающие на их пути, для достижения общей цели: решали определенные задачи, разгадывали логические загадки, ребусы, кроссворды.
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в овладении практическими умениями по организации и проведению современного урока и распространения передового педагогического опыта были проведены открытые уроки. Учитель географии Волкова Н.М. в 9 «Б» классе провела урок «Страны Северной Европы», в 8 «А» классе прошел урок «Химические свойства кислорода и его применение», учитель Горбель О.В., урок по информатике в 8 «Б» классе «Исполнитель Робот в среде программирования PascalABC» провела Шилова Ю.Г., а учитель математики Негипова Е.А. в 7 «Б» классе обобщила и систематизировала знания на уроке по теме «Десятичные дроби».
В рамках Недели на протяжении пяти дней учащиеся совершили экскурс в историю «Великие имена», «История возникновения часов» и виртуальные экскурсии по «Интересным фактам точных наук».
Проведенные мероприятия не оставили равнодушными никого из учащихся 6-10 классов и смогли их не только заинтересовать и удивить, но и расширить знания по предметам естественно-математических наук.
Открытие Недели
Брейн-ринг «В царстве наук»
Квест-игра «Путешествие по островам наук»
Урок географии «Страны Северной Европы»
Урок «Химические свойства кислорода и его применение»
Урок по информатике «Исполнитель Робот в среде программирования PascalABC»
Урок по математике «Десятичные дроби»