Необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми с особыми потребностями в настоящее время признается большинством исследователей и специалистов. Синдром Дауна (Downs Syndrome) возникает в результате генетической аномалии. Впервые признаки людей с синдромом Дауна описал в 1866 году английский врач Джон Лэнгдон Даун (Down), чье имя и послужило названием для данного синдрома. Причина же синдрома была обнаружена лишь в 1959 году французским ученым Жеромом Леженом (Lejeune).
Синдром возникает из-за процесса расхождения хромосом при образовании гамет (яйцеклеток и сперматозоидов), в результате чего ребенок получает от матери (в 90% случаев) или от отца (в 10% случаев) лишнюю 21-ю хромосому. У большинства больных синдромом Дауна имеется три 21-х хромосомы вместо положенных двух; в 58% случаев аномалия связана с присутствием не целой лишней хромосомы, а ее фрагментов.
Синдром Дауна является на сегодняшний день самым распространенным генетическим нарушением. Ежегодно рождается около 5 000 детей с синдромом Дауна, а это примерно один на 600 – 800 новорожденных. Всего в республике около 500 детей с подобной патологией.
Степень проявления нарушений интеллекта у детей с синдромом Дауна очень сильно варьируется, что зависит как от врожденных факторов и индивидуальных особенностей, так и от времени начала обучения по специальным методикам. Такие дети обучаемы, но успешность обучения находится в прямой зависимости от целесообразности использования той или иной методики, профессионализма педагогов, заинтересованности и участии родителей в развитии своего ребенка.
Обучая детей с синдромом Дауна, ставится цель
максимально развить их познавательные возможности, подготовить к
посещению детского сада и школы и к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем.
Как обучать ребенка в быту?
Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорного опыта ребенка необходимо включать его в различные виды деятельности, которыми занимаются другие члены семьи. Мытье полов (шваброй или руками) способствует развитию точности движений. Стирка и выжимание белья (руками), мытье посуды, заметание мусора на совок развивают навыки двуручной деятельности и позволяют ребенку получать новые сенсорные ощущения. Очень полезно также предлагать ребенку лепить из теста пирожки, носить белье в тазике, развешивать его и закреплять прищепками, работать в огороде и т. д.
Ребенок может помогать вам, выполняя отдельные поручения или подражая вашим действиям. Например, когда вы готовите салат, можно попросить ребенка достать миску и поставить ее на стол. А затем можно дать ему безопасный одноразовый пластмассовый ножик и предложить резать вареные овощи и зелень вместе с вами. Если у него что-то не получается, покажите ему правильные движения, действуя его руками.
Просьбы, с которыми вы обращаетесь к ребенку, должны быть простыми, но разнообразными. Обсуждайте с ним то, что вы делаете. Особенно выделяйте и интонационно подчеркивайте эмоциональные моменты: «Ой, лужа!» или «Ой, мокро (горячо, тяжело и т. д.)!».
Ребенок должен не просто научиться выполнять отдельные хозяйственные дела, а заниматься этим регулярно. Обязательно хвалите его за все, что он сделал, а также и за попытки помочь вам. Комментируя свои и его действия, вы можете повторять и размер, и цвет, и другие признаки предметов (тяжелый, холодный и т. д.). Вы можете заниматься обучением счету, накрывая на стол, подбором пар, раскладывая носки после стирки. Маленькие дети обычно с удовольствием помогают родителям по хозяйству, позже их труднее к этому приучить.
Несмотря на объективные возрастные особенности ребенка, его поведение, привычки и первые интересы зависят от среды и, главным образом, характера непосредственных влияний на ребенка окружающих его взрослых, воспитания и обучения.
Совместная работа педагогов, родителей способствуют успешной социализации ребенка с синдромом Дауна.
Ничьей вины в появлении лишней хромосомы нет и быть не может
Советы родителей детей с синдромом Дауна
Это – слова, которые родителей детей с синдромом Дауна могли бы сказать другим семьям, получившим известие о таком же диагнозе у их внутриутробного ребенка:
– То, что кажется неприятностью, окажется благом!
– Семья выбирает жизнь, и эта ДРАГОЦЕННАЯ жизнь научит вас, как прожить жизнь.
– Она собирается научить меня совсем другому смыслу жизни.
– Он будет самым покладистым из вас троих.
– Жизнь с вашим ребенком будет прекрасной.
– Как человек вы станете ЛУЧШЕ благодаря ЕЙ.
– Вы БУДЕТЕ ЛЮБИТЬ ЭТОГО РЕБЕНКА БОЛЬШЕ чем вы можете себе ПРЕДСТАВИТЬ.
– Он научит и вас, и тех, кто рядом с вами, неожиданным вещам!
– Не печальтесь, вы очень сильно полюбите. ОН – НАСТОЯЩИЙ!
– Он украдет твоё сердце.
– Не пугайтесь. Вы избранные. Эта ситуация будет самой лучшей из тех, что произойдут с вашей семьей.
– Она будет всем, о чем вы мечтали… и даже БОЛЬШЕ.
– ОНА превратит вашу печаль … в ЕРУНДУ!!! Не бойтесь!
– Она намного превзойдет прогнозы, данные экспертами.
– Ты окажешься сильней, чем ты думаешь!
– Она научит тебя лучше любить.
– Моё дитя – не случайность… Она дает мне уроки жизни.
– Другой не значит Худший.
– Он изменит весь твой мир.
– Не забывайте любовь, благодаря которой он зародился.
– То, что вам кажется самым большим страхом, станет вашим самым большим счастьем
– Он собирается учить вас жизни!
– Не надо вянуть, она изменит вас к лучшему, и нет слов, чтобы описать, как она одарит вас (Она – изумительная).
– Ваша девочка с синдромом Дауна окажет удивительно положительное влияние на своих сестренок и братиков.
– Синдром Дауна – это просто диагноз. Ваш ребенок настолько больше этого!
– Я бы усыновил его снова!
– Ваш брак станет еще более сплоченным.
Просто знайте! 21 марта – Международный день человека с синдромом Дауна
Не стоит бояться таких людей, надо лишь принять то, что все люди разные.
Не стоит отворачиваться или смущаться, видя человека с этим синдромом.
Просто улыбнитесь ему, поблагодарите, скажите несколько добрых слов.
Хотя бы за то, что, не смотря на непонимание и черствость со стороны других людей, он живет и радуется каждому моменту жизни.